РЕЛЬСЫ
Таблица 1
Химический состав стали марки В360
Элемент
Углерод
(С)
Марганец
Кремний
(Mn)
(Si)
Хром
(Сг)
Молибден
(Мо)
Титан (Ті)
Содержание. %
0.25-0.35
1.4-1,7
1.0—1.5
0.3-0.7
0.1-0,22
0,025-0,05
перепрофилировать головку рель-
са таким образом, что зона контак-
та с колесом
возвращается
в сере-
дину поверхности катания. В то же
время большое разнообразие типов
путевой структуры препятствует со-
зданию единой системы шлифова-
ния рельсов, которую можно было
бы повсеместно применять в целях
борьбы с усталостными поврежде-
ниями поверхности катания.
Актуальность новых решений
Все
это
вынуждает
к
поиску
иных
путей
ограничения
повре-
ждаемости
поверхности
катания
рельсов, в том числе за счет приме-
нения
рельсовой стали
новых
ма-
рок. (В этой связи следует отметить,
что специалисты-путейцы БВВ за-
интересовались
рельсами
из
бей-
нитной стали уже в конце
1990-х
годов.)
Поскольку
трещинообразова-
ние и выкрашивание рельсов имеют
место, главным образом, в кривых.
именно на таких участках пути на-
чали укладывать термически обра-
ботанные рельсы
из стали
марок
R350 НТ и R350 LHT.
При
разработке
бейнитной
рельсовой стали марок В320 и В360
компания Corus исходила из того,
что по твердости
и
иным
механи-
ческим
характеристикам
она дол-
жна быть как можно ближе к стали
марок R350 НТ и R350 LHT. Основ-
ные параметры бейнитной рельсо-
вой стали марки В360 приведены в
табл. 1 и 2.
Электрическое
сопротивле-
ние
стали
марки
В360
составля-
ет 39,3 мкОм/см (для сравнения: у
стали марки R260 этот показатель
равен
26
мкОм/см,
марки
R360 —
33,0 мкОм/см).
Испытания
Результаты,
полученные
в
хо-
де испытаний, которые начались в
1999 г. после укладки рельсов, изго-
товленных из стали марки В360, на
Таблица 2
Механические характеристики стали марки В360
Показатель
Гарантированная
Результаты
величина
испытаний
Твердость, НВ
340-390
363-375
Прочность на растяжение. МПа
> 1200
1227-1253
Предел текучести Ир0 2, МПа
>780
869-941
Относительное удлинение. %
> И
12,2-12.9
Прочность на излом, МПа м1/2:
ДК = 10
17
ДК = 13,5
37
усредненный К1с при -20 °С
44
Коэффициент теплового расширения.
10
6м/ (м °С):
при 20 °С
11,8-11.95
при 60 °С
12,2-12,5
Усталостная прочность
Согласно стандарту EN 13674
первом опытном полигоне вблизи
станции Фрик (кантон Аргау), бы-
ли
весьма
удовлетворительными.
Через год было
принято
решение
об укладке бейнитных рельсов, но
от другого изготовителя, на другом
опытном полигоне с целью расши-
рения масштабов эксперимента, что
и сделали в октябре 2000 г. К сожа-
лению, после всего трех недель экс-
плуатации
эти
рельсы
были
сня-
ты и заменены на обычные в соот-
ветствии с решением федеральной
службы
надзора
на транспорте.
В
том же году бейнитные рельсы по-
ставил еще один изготовитель, но
они не были уложены из-за небла-
гоприятных результатов механиче-
ских испытаний сварных рельсовых
стыков.
Вместе с тем эксплуатация рель-
сов из бейнитной стали марки В360,
уложенных на первом опытном по-
лигоне, продолжается, и они демон-
стрируют отличные свойства в пла-
не сопротивляемости
возникнове-
нию
и
развитию усталостных
по-
вреждений поверхности катания.
Этот
полигон
находится
на
участке
пути
в
кривой
радиусом
449 м
с
грузонапряженностью
от
82 тыс. до 84 тыс. т брутто в сутки.
___
По этой линии осуществляется сме-
шанное движение грузовых и пас-
сажирских поездов со скоростью до
95 км/ч.
в
Испытания
проводились
в
ос-
новном в четырех принципиальных
аспектах, и
их результаты
можно
резюмировать следующим образом.
Сопротивляемость
рельсов
из
бейнитной стали марки В360 обра-
зованию трещин и выкрашиванию
металла головки оказалась весьма
высокой.
Износ
рельсов
из
бейнитной
стали
определен
как
почти
иден-
тичный
износу
термообработан-
ных рельсов из стали марки R350
ЬНТ.
Следует отметить,
что этот
параметр изучался также и на дру-
гих
железных
дорогах,
где
бы-
ли
уложены
рельсы
из
бейнит-
ной стали иных марок, однако там
72
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, №5
предыдущая страница 73 Железные дороги мира 2011 05 читать онлайн следующая страница 75 Железные дороги мира 2011 05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст