ОСНОВАНИЕ ПУТИ
Укрепление
основания
пути
Результатом выполнения программы исследований по инно-
вационным конструкциям железнодорожного пути (Innovative
Track System, Innotrack), реализуемой в рамках МСЖД, стали
рекомендации по улучшению состояния земляного полотна и
верхнего строения пути, которые содержат ряд инновационных
решений и уже нашли применение на линиях Национального
общества железных дорог Франции (SNCF).
Железнодорожные сети многих
европейских стран состоят из давно
построенных
обычных линий, со-
стояние и параметры инфраструк-
туры которых далеки от современ-
ных требований. Отсутствие долж-
ного
внимания
к
пути
в
течение
многих лет привело к тому, что в
настоящее время эта ситуация тре-
бует принятия радикальных неот-
ложных мер. С ростом объемов пе-
ревозок и интенсивности движения
поездов
возникла
необходимость
иметь точное представление о со-
стоянии путевой структуры и спосо-
бах оздоровления земляного полот-
на за счет инновационных и эконо-
мически оправданных технических
решений. Раздел «Земляное полот-
но и верхнее строение пути» иссле-
довательской программы 1ппо1гаск
предлагает именно такие решения.
Выявление проблем
В ходе реализации программы
1ппо1гаск в пяти странах Европей-
ского союза на
15 участках желез-
ных
дорог
провели
масштабные
измерения,
целью
которых
были
оценка и отслеживание важнейших
параметров, обусловливающих ра-
бочие
характеристики
основания
пути.
Выбранные для
измерений
участки имели зоны в удовлетвори-
тельном и неудовлетворительном
состоянии, а также отличались спе-
цифическими проблемами, в числе
которых были:
• в Чехии — повторяющиеся зна-
чительные
вертикальные
неров-
ности,
вызванные
в
основном
не-
удовлетворительным
состоянием
нижних слоев
грунта
в земляном
полотне;
• во
Франции
-
неудовлетвори-
тельный
дренаж
(при
изучении
вопроса
были
применены
все
из-
вестные
методы
исследований
и
оценки);
• в Германии — прогрессирующие
неровности верхнего строения пути,
а также неудовлетворительное со-
стояние насыпей и выемок;
• в
Испании
необходимость
упрочнения
подбалластных слоев
земляного полотна и достижения
однородности
параметров различ-
ных по структуре переходных зон;
• в Швеции — на значительных по
длине участках пути необходимость
упрочнения насыпей, отсыпанных
из мягких грунтов, за счет устрой-
ства стенок из наклонных цемент-
но-известковых колонн.
Примененные в ходе исследова-
ний
геофизические методы,
явля-
ясь неразрушающими и безопасны-
ми, позволяют определять различ-
ные структуры горизонтов грунта,
наличие в них воды, свойства мате-
риалов. из которых они состоят, а
также
возможное наличие трещин
в скальных породах.
Жесткость
земляного
полот-
на
в
вертикальном
направлении
на всем протяжении обследуемых
участков
измеряли
с
помощью
двух разработанных соответствен-
но в Швеции и Франции устройств:
Rolling Stiffness Measurement Vehicle
(RSMV) и Portacemetre.
Такие приборы для испытания
грунтов, как динамические пенетро-
метры типа Panda (легкое малогаба-
ритное устройство, идеальное для
труднодоступных
мест)
или дина-
мические зонды Dynamic Probe Lihgt
(DPL),
позволяют определять так
называемое динамическое конусное
сопротивление в конкретных точках
в зависимости от глубины залегания
грунта. Полученные данные можно
использовать для оценки плотности
грунта в разных пластах.
Для
идентификации
грунтов
применяли геологические эндоско-
пы, проникающие зонды или нераз-
рушающие пробоотборники.
Пре-
имущество геологических эндоско-
пов перед зондами заключается в
сохранении целостности земляно-
го полотна.
Локальные
измерения
жестко-
сти
в
переходных зонах
проводи-
лись
при
пропуске
поездов.
Дей-
ствовавшие при этом усилия опре-
деляли
путем
измерения
дефор-
мации
сдвига
на
рельсах
между
шпалами
и
с
помощью лазерных
приборов. В другом случае измере-
ния проводились с помощью при-
боров, установленных на путевой
тележке,
при движении
не оказы-
вающей
поперечных
нагрузок
на
путь. Здесь определяли влияние со-
стояния основания пути на его ди-
намические показатели (избегая за-
висших шпал).
Результаты
измерений
жестко-
сти основания пути можно эффек-
тивно использовать при разработке
технологии его текущего содержа-
ния, поскольку они позволяют вы-
явить
первопричины
проблем
на
участках с неудовлетворительными
показателями. Полученные данные
могут быть использованы
при ре-
конструкции пути с целью повыше-
ния скорости движения и/или осе-
вой нагрузки, а также при оценке
качества укладки нового пути.
68
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, № 5
предыдущая страница 69 Железные дороги мира 2011 05 читать онлайн следующая страница 71 Железные дороги мира 2011 05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст