ТЕПЛОВОЗЫ
года используется только в течение
30-60% времени их работы. Соче-
тание
интеллектуальной системы
регулирования и гибридного при-
вода с накопителем энергии откры-
вает совершенно новые возможно-
сти для управления работой
вспо-
могательного оборудования:
• питание вспомогательного обо-
рудования
энергией,
которая
по-
ступает от электрического тягового
двигателя, работающего при тормо-
жении в генераторном режиме, или
от накопителя электрической энер-
гии
(локальное исключение вред-
ных выбросов);
• использование
при
пиковых
нагрузках
энергии,
запасенной
в
накопителе;
• отключение
генератора
борто-
вой сети;
•компаундирование
(смешан-
ное включение) отдельных единиц
вспомогательного оборудования;
• регулирование времени включе-
ния в соответствии с режимом дви-
жения и уровнем заряда аккумуля-
тора;
• поддержание режима отопления
или кондиционирования вагонов в
отстое при отключенном дизеле.
Благодаря
перечисленным
ме-
роприятиям
уменьшение
выбро-
сов двуокиси углерода
и
вредных
веществ подвижным составом
мо-
жет достигать 10%.
Альтернативное
топливо.
Как
известно, запасы ископаемых энер-
гоносителей. например нефти и уг-
ля, ограниченны, поэтому необхо-
димо искать альтернативы тради-
ционным энергоресурсам — бензи-
ну, дизельному топливу и керосину.
В
кратко-,
средне-
или
долго-
срочной
перспективе прослежива-
ются две тенденции совершенство-
вания тягового подвижного соста-
ва,
которые
в
принципе
различа-
ются
по
философии двигателя.
В
долгосрочной
перспективе
отда-
ется предпочтение электрическим
двигателям, работа которых не со-
провождается
вредными
выброса-
ми.
Наряду с этим возможно при-
менение многочисленных смешан-
ных вариантов, например гибрид-
ных систем.
Концепция, реализуемая в крат-
ко- или среднесрочной перспекти-
ве,
базируется
на
использовании
или
совершенствовании
двигате-
лей
внутреннего
сгорания
и
при-
менении
альтернативных
видов
топлива — биологического,
при-
родного газа, водорода. Постепен-
ная
замена
одного
энергоносите-
ля
другим должна
проводиться
с
учетом достоинств
и
недостатков
альтернативного
топлива
в
отно-
шении экономических аспектов его
получения и применения.
Способы
снижения
вредных
вы-
бросов.
Мероприятия по снижению
содержания
вредных
выбросов
в
выхлопных газах разделяют на от-
носящиеся к конструкции дизеля и
не относящиеся к ней.
Изменения,
вносимые
в
кон-
струкцию
двигателя,
непосред-
ственно
влияют
на
процессы
сго-
рания топлива и образования вред-
ных веществ. Первичные вредные
выбросы двигателя можно снизить
путем оптимизации способов сжи-
гания, впрыска и обычного надду-
ва.
Могут быть также
реализова-
ны
и
нетрадиционные
меры,
на-
пример впрыск смеси топлива с во-
дой (DWE), метод Миллера, а также
использование
в
процессе
надду-
ва
выхлопных
газов
(турбонад-
дув. рис. 6). Здесь выхлопные газы
вращают турбину, которая, в свою
очередь, приводит в движение ком-
прессор,
подающий
в
цилиндры
наддувочный воздух. Все эти меры
предусматривают глубокое вмеша-
тельство в конструкцию двигателя
и могут быть выполнены, как пра-
вило, только в рамках модерниза-
ции дизелей или создания нового
подвижного состава.
Совершенствование
способа
сжигания топлива
в двигателе
ве-
дет, как правило, или к его меньше-
му расходу и. соответственно, мень-
шим выбросам частиц сажи, или к
снижению выбросов окислов азота.
Расход топлива в тяговых двигате-
лях — важный критерий, так как он
решающим
образом
влияет на за-
траты
жизненного
цикла
тягово-
го подвижного состава. Возможно-
сти снижения выбросов с помощью
этих мероприятий ограниченны.
В табл.
4 дан
обзор подобных
мероприятий,
обеспечивающих
снижение выбросов окислов азота
примерно на 30%.
Исследование представленных в
табл. 4 технических мер показало,
что целесообразным может быть их
Корпус
компрессора
\
Вход
атмосферного
воздуха
Выход
выхлопных
газов
Турбинное
колесо
Вход
выхлопных газов
Выход
наддувочного
воздуха
Рабочее колесо
компрессора
Рис. 6. Схема процесса турбонаддува
60
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, №5
предыдущая страница 61 Железные дороги мира 2011 05 читать онлайн следующая страница 63 Железные дороги мира 2011 05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст