ТЕПЛОВОЗЫ
сажи. Однако на отдельных линиях
величина удельных
выбросов теп-
ловозных дизелей в расчете на 1 км в
год часто в несколько раз выше, чем
от автомобильных перевозок.
Европейскими директивами по
качеству
воздуха
(RL
96/62
EG),
принятыми в 1996 г., установлены
единые для всей Европы нормати-
вы по измерению и оценке состава и
объемов вредных выбросов. В сен-
тябре 2002 г. вступило в силу 22-е
федеральное постановление о защи-
те от загрязнений
(BIMSchV), вы-
текающее из этих директив. В нем
даны конкретные предельно допу-
стимые значения
и
ступени
опас-
ных загрязнений применительно к
содержанию окислов серы, углеро-
да и азота, а также твердых частиц,
озона, бензола и свинца. Для транс-
портной отрасли в первую очередь
важны предельные значения окис-
лов азота и частиц сажи.
Постановление BImSchV огова-
ривает предельные значения и до-
пуски на содержание окислов азо-
та и мелкодисперсной пыли со сред-
ним размером частиц 10 мкм (РМ10).
В части, касающейся мелкодисперс-
ной пыли, оно вступило в силу 1 ян-
варя 2005 г., а в части окислов азо-
та— 1 января 2010 г.
Указанные предельные значения
являются обязательными для всех
транспортных
предприятии,
и
по-
страдавшие от их превышения могут
обращаться в суд. За контроль каче-
ства воздуха и соблюдение предель-
ных значений несут ответственность
федеральные земли. Если установле-
но превышение предельных значе-
ний загрязнения окружающей сре-
ды, в этом случае согласно §47 феде-
рального закона о защите от загряз-
нений (BImSchG) разрабатывается
план,
предусматривающий
меро-
приятия по обеспечению снижения
загрязнений.
С этой
целью
могут
быть предложены программы помо-
щи, а также введены соответствую-
щие ограничения и запреты. К вы-
полнению этих мер привлекаются
все виновные с учетом их доли в об-
щем превышении загрязнений.
Постановление
BImSchV
и
за-
кон BImSchG четко устанавливают
ограничения и запреты на перевоз-
ки. По состоянию на март 2011 г. в
Германии объявлены экологически
чистыми 43 зоны и запланированы
еще две. Административно-право-
вые
рамочные условия
предусма-
тривают ограничение
в таких
зо-
нах
железнодорожных
перевозок.
Железнодорожные компании дол-
жны участвовать в работах по улуч-
шению ситуации с загрязнениями.
В апреле 2004 г. были внесены
изменения в европейские директи-
вы
по качеству воздуха
ИГ 97/68
ЕС; закрепленные в них обязатель-
ные предельные значения вредных
выбросов применительно к новым
железнодорожным
дизелям
явля-
ются соответствующим ориентиром
для изготовителей подвижного со-
става и косвенно касаются эксплуа-
тирующих его владельцев (табл. 3).
Задачи ИВ по защите климата.
Законодательные нормы по сниже-
нию вредных выбросов нельзя рас-
сматривать независимо друг от дру-
га, так как изменения величины вы-
бросов окислов азота, образующих-
ся при сгорании топлива, находятся
в обратной зависимости от содер-
жания СО , и ряда других компонен-
тов в выхлопных газах.
Норма обязательного снижения
удельных выбросов СО , в производ-
ственных
процессах
на
ОВ — глав-
ная стратегическая задача концер-
на. Эти выбросы до 2020 г. должны
быть снижены на 20% по сравнению
с имевшими место в 2006 г. В связи с
необходимостью снижения
выбро-
сов частиц сажи и окислов азота ука-
занная ранее обратная зависимость
обусловливает возникновение клас-
сического
конфликта
целей,
кото-
рый может быть разрешен только
путем выполнения соответствующих
взаимно согласованных технических
и эксплуатационных мероприятий.
Технические подходы
к решению экологических
проблем
Расход топлива подвижным со-
ставом
и
создаваемые
им
вред-
ные
выбросы
можно
минимизи-
ровать,
если
применить
иннова-
ционные приводы, использующие
энергию торможения, интеллекту-
альное управление
вспомогатель-
ными
устройствами,
оборудова-
ние облегченной конструкции. На
величину выбросов влияют и дру-
гие факторы — конструкция ряда уз-
лов и агрегатов подвижного состава,
вид графика движения, режим веде-
ния поезда, характер трассы.
Таблица 3
Предельные значения вредных выбросов для железных дорог согласно директи-
вам М. 97/68 ЕС
Ступень
Мощность.
кВт
Срок ввода в
действие
Предельные значения удельного содержа-
ния в выбросах. г/кВт ч
окиси уг-
лерода
углеводо-
родов
окислов
азота
сажи
Моторные вагоны
IIIА
Все значе-
Январь 2006 г.
3.5
4
0.2
ШВ
ния
Январь 2012 г.
0,19
2
0,026
Локомотивы
Ш А
<560
Январь 2007 г.
3.5
4
0,2
>560
Январь 2009 г.
0.5
6
>2000
(> 51 кВт на
цилиндр)
0.4
7.4
ШВ
Все значе-
ния
Январь 2012 г.
4
0.026
58
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, №5
предыдущая страница 59 Железные дороги мира 2011 05 читать онлайн следующая страница 61 Железные дороги мира 2011 05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст