ТЕПЛОВОЗЫ
Снижение
вредных
выбросов
при тепловозной тяге
Железные дороги Германии
(ОВ)
много энергии расходуют на
тягу как в грузовых, так и в пассажирских перевозках. Примерно
10% затрачивается на тепловозную тягу. В рамках требований
к этому виду тяги — совместимость с окружающей средой, мо-
бильность, снижение вредных выбросов — рассмотрены техни
ческие и экономические возможности уменьшения негативных
воздействий тепловозной тяги на окружающую среду.
Вредные выбросы
от транспортных средств
Работа различных технических
средств железнодорожного транс-
порта
сопровождается
выброса-
ми вредных веществ. Однако срав-
нение железных дорог с другими
видами транспорта показывает, что
выбросы окислов азота и сажи ми-
нимальны (рис. 1 -3). Это в решаю-
щей степени обусловлено незначи-
тельными
выбросами
при
элек-
трической тяге, на которой ОВ вы-
полняют более 90% всего объема
перевозок.
Ситуацию
с
вредными
выбро-
сами при тепловозной тяге харак-
теризуют данные, приведенные на
рис. 4.
По абсолютным значениям вы-
бросы окислов азота и сажи посто-
янно снижаются. Устойчивое дли-
тельное снижение вредных выбро-
сов объясняется как уменьшением
расхода дизельного топлива вслед-
ствие снижения объема перевозок,
выполняемых поездами
на тепло-
возной тяге (на 65% по сравнению
с 1990 г.), так и применением тепло-
возов и дизель-поездов нового по-
коления с современными двигате-
лями. Тем не менее удельные значе-
ния вредных выбросов тепловозной
тяги заметно превышают этот пока-
затель электрической тяги (табл. 1
и 2).
В целом тепловозная тяга лишь
ограниченно
конкурентоспособ-
на
по
отношению
к
другим
ви-
дам
транспорта,
и
ее
экономи-
ческие
преимущества
по
сравне-
нию, например, с автомобильным
I
3500
£
3000
*
2500
і 2000
3
1500
І- 1000
500
0
о
2
со
3555
700
588
62
Г
1
I
Грузовые
Грузовые
Суда внутренних
Самолеты
поезда
автомобили (40 т)
линий
Грузовые
Грузовые
Суда внутренних
Самолеты
поезда
автомобили (40 т)
линий
Рис. 1. Выбросы окислов азота (а) и сажи (б), создаваемые в Германии грузовыми поездами и другими видами грузового транспорта
а)
800
700
8.600
X
*
13
500
и
с
^
400
%
К
О
г
300
1 »
2
со
100
о
704
Поезда
Легковые
Легковые
Легковые
Рейсовые
автомобили
автомобили
автомобили
автобусы
(бензин)
(дизельное топливо)
(гибрид)
автомобили
автомобили
автомобили
автобусы
(бензин)
(дизельное топливо)
(гибрид)
Рис. 2. Выбросы окислов азота (а) и сажи
(б),
создаваемые поездами и другими видами транспорта в пригородных сообщениях
56
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, № :
предыдущая страница 57 Железные дороги мира 2011 05 читать онлайн следующая страница 59 Железные дороги мира 2011 05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст