РЕЛЬСЫ
существенное
продление
срока
службы
и сокращение
БСС.
Анало-
гичные результаты получены на Во-
сточном
побережье Австралии, где
на ряде линий обращаются и уголь-
ные маршруты
с осевой
нагрузкой
до
25 т,
и
обычные
поезда.
Здесь
сопоставление
поведения
рельсов
из стали марок 370 БНТ и 1*350 НТ
подтвердило
результаты,
получен-
ные в Норвегии.
На
некоторых
грузонапряжен-
ных
железных дорогах
США,
Бра-
зилии
и
Австралии,
где
допусти-
мы
осевые
нагрузки
до
40 т,
все
шире
используют
рельсы
из
заэв-
тектоидной
стали
с
минимальной
твердостью 400 НВ (по Бринеллю),
причем
в большинстве случаев од-
новременно
внедряются
техноло-
гии
предупредительного шлифова-
ния. Исследования поведения рель-
сов
из такой
стали
в условиях
экс-
плуатации подтвердили их высокие
показатели.
В
настоящее
время
железные
дороги
со
смешанным движением
сталкиваются
с
такими
же
основ-
ными проблемами и требованиями,
какие
характерны
для
линий
с тя-
желыми
режимами
эксплуатации.
Им
также
необходимо
максималь-
но повышать эксплуатационную го-
товность и провозную способность,
но при этом
максимально снижать
эксплуатационные расходы.
В свя-
зи
с
этим
многие
железные
доро-
ги будут вынуждены рассматривать
целесообразность
использования
рельсов из высокопрочной стали.
Проведенные
в
Австрии
испы-
тания износоустойчивости рельсов
на линии со смешанным движением
показали, что
после относительно
непродолжительной
эксплуатации
(пропуска около 43 млн т брутто по-
ездной нагрузки) сопротивляемость
износу рельсов из стали трех марок
существенно
различалась.
Рельсы
из стали марок 400 1ШС и 370 БЫТ
продемонстрировали снижение ин-
тенсивности
износа
рабочей
грани
на 62 и 34% соответственно в срав-
нении
с
рельсами
из
стали
марки
1*35 0НТ. Основываясь на результа-
тах
ранее
проводившихся
испыта-
ний, можно предположить, что раз-
ница в износоустойчивости рельсов
будет расти по мере наработки про-
пущенного тоннажа.
Следует отме-
тить,
что
рельсы
из
стали
марки
1*260 в данных испытаниях не были
задействованы даже в целях сравне-
ния. Более ранние испытания рель-
сов из такой стали в тех же кривых
показали, что их износ происходит
в 3 раза быстрее, чем рельсов из ста-
ли 1*35 0НТ.
На
рис.
3
сопоставлена
сопро-
тивляемость рельсов из стали трех
марок
возникновению
дефектов,
обусловленных
контактно-уста-
лостными
явлениями.
Результаты
испытаний рельсов из стали марок
370
БНТ
и
400
иНС
показывают,
что чем выше марка стали, тем про-
должительнее период эксплуатации
до появления первых трещин и, что
более
важно,
тем
ниже темп
ухуд-
шения
их технического состояния,
обусловленного развитием трещин.
Они свидетельствуют также о суще-
ственном повышении сопротивляе-
мости
рельсов
из стали
марок 370
БНТ
и
400
иНС образованию
вол-
нообразного износа.
Оптимизация технологии
шлифования рельсов
Любые
рельсы
не
могут
обес-
печить
высокие
эксплуатацион-.
ные
показатели
без
соответствую-
щего текущего содержания. Однако
рельсы из высокопрочной стали до-
пускают применение более гибких и
эффективных систем обслуживания
и
ремонта,
поскольку низкий темп
износа их рабочей поверхности по-
зволяет сохранять допустимые
па-
раметры
в
течение
более
продол-
жительного периода
в сравнении с
рельсами
из
менее
прочной
стали.
Это
исключает
необходимость
ча-
стого
шлифования
для
восстанов-
ления
оптимального
профиля
го-
ловки
рельса
и
обеспечения
высо-
кой эксплуатационной готовности.
Профиль
рабочей
поверхно-
сти
новых
рельсов
далеко
не
все-
гда
обеспечивает оптимальные
па-
раметры
пятна
контакта для
боль-
шинства
колес следующего по ним
подвижного состава, а
высокое со-
противление
износу
не
позволяет
профилю
вновь
уложенных
высо-
кокачественных
рельсов достаточ-
но
быстро
принимать
очертания,
соответствующие
усредненному
изношенному
профилю
рабочей
поверхности
колес.
В
результате
на
наружных рельсах пологих
кри-
вых
появляются
относительно
не-
большие по площади пятна контак-
та с колесами, в которых вследствие
этого возникают значительные на-
пряжения.
Располагаются
эти
пят-
на
в области
рабочей
грани
голов-
ки рельса, что провоцирует начало
образования там трещин.
В
связи
с этим
широкое
приме-
нение
получила
технология
изме-
нения
геометрических
парамет-
ров
рабочей
грани
рельса
за
счет
0
£
1
с*
I
и .
и
ос
0 )
к
СО
г о
О .
Р
ис
.
3. Сопротивляемость рельсов из стали разных марок возникновению КСИ-дефектов
в зависимости от пропущенной поездной нагрузки (для четырех разных ее значений в
диапазоне от 15 млн до 42 млн т брутто)
Угрожающее
Значительное
Среднее
Незначительное
Начальное
Отсутствует
1 2
3
4
1 2
3
4
1 2
3
4
Я350 НТ
370 ШТ
400 .ІНС
Марка рельсовой стали
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, №4
75
предыдущая страница 75 Железные дороги мира 2011 04 читать онлайн следующая страница 77 Железные дороги мира 2011 04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст