РЕЛЬСЫ
Управление
жизненным
циклом
рельсов
Р о ст
объемов
перевозок,
повыш ение
осевы х
нагрузок
и
ск о -
рости
движения
поездов
обусловливаю т уж есточение
техн и -
ческих требований
к
инф раструктуре
современных
железных
дорог. Результаты заверш енной в 2010 г. программы 1ппо1гаск,
вклю чавш ей
исследования
по
соверш енствованию
ж елезно-
дорожного пути,
его текущ ему содержанию и
ремонту,
свид е-
тельствую т,
что
применение
вы сококачественны х
рельсовы х
стал ей
в
сочетании
с
оптим изацией
методики
и
технологии
шлифования рельсов позволяет улучшить экономические пока-
затели их использования и повысить готовность к эксплуатации.
Ужесточение требований
Насущная
потребность
в
росте
производительности
железных до-
рог требует повышения массы, ско-
рости
движения
поездов
и
умень-
шения межпоездных интервалов. В
результате существенно возрастают
нагрузки
в
системе
подвижной
со-
став —
путь
и
интенсивность
изно-
са отдельных компонентов этой си-
стемы, в частности колес и рельсов.
Примерно полвека назад первой
реакцией на упомянутые процессы
стала
тенденция
к
использованию
более
износостойкой
стали для
из-
готовления
колес
и
рельсов.
Ши-
рокое
применение
получила
рель-
совая
сталь
марки
Я260
(5900А),
которая
отличается
большей
из-
носостойкостью
в сравнении с тра-
диционно
использовавшейся
в
то
время сталью марки И200 (5700). В
то же время
все более широкое
ис-
пользование
(особенно
на
магист-
ральных
грузонапряженных лини-
ях)
рельсов
массой
60 кг/м,
заме-
нивших рельсы меньшей массы (49
и
54 кг/м),
и
совершенствование
технологии
шлифования
рельсов
позволили существенно снизить ди-
намические нагрузки в контакте ко-
лесо —
рельс за счет своевременного
устранения дефектов
на
поверхно-
сти катания рельсов, например вол-
нообразного износа.
В
последнее десятилетие замет-
ное повышение скорости движения
поездов, а также тяговых и тормоз-
ных усилий
ведет к
прогрессирую-
щему росту числа дефектов в зоне
контакта колеса с рельсом, вызван-
ных явлениями усталостного харак-
тера
при
контакте
качения
(RCF),
которые
ранее
наблюдались
толь-
ко
на
линиях
с
экстремально
тя-
желыми
условиями
эксплуатации.
В
настоящее
время
многие
компа-
нии
инфраструктуры
и
поставщи-
ки подвижного состава вынуждены,
уделять
серьезное
внимание
этой
проблеме.
Механизм
ухудшения
состоя-
ния рельсов, имеющего множество
проявлений,
включая
трещины
в
головке,
выкрашивание
и
отслое-
ние
поверхностного слоя
металла,
вмятины
и
т.д.,
стал
важнейшим
фактором увеличения
расходов
на
текущее
содержание
и
ремонт
пу-
ти. Поэтому в число приоритетных
вошли
задачи
обеспечения
макси-
мально
возможной
эксплуатаци-
онной
готовности
пути
и
сниже-
ния
расходов его
жизненного
цик-
ла
(LCC).
По
мере
роста
осевых
СИ Удаление RCF-дефектов
I
I Корректировка профиля
I
I Удаление волнообразного износа
Рис. 1. Развитие технологий шлифования
рельсов по мере усложнения условий
эксплуатации
нагрузок, интенсивности и скорости
движения
поездов,
мощности тяго-
вых средств появлялись рельсы но-
вых
марок
и
развивались техноло-
гии текущего содержания (рис.
1).
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, №4
73
предыдущая страница 73 Железные дороги мира 2011 04 читать онлайн следующая страница 75 Железные дороги мира 2011 04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст