КОНТАКТНАЯ СЕТЬ
Ф . Д. Ж елезнов (ОАО «РЖД»), д-р техн.
наук,
проф.
Ю. И.
Плотников (ООО «Хансе»),
B. А. Акулов,
С. В. Демидов (оба — Горьковская железная дорога),
C.
В.
Милованов (ООО «Панатест»)
Повышение достоверности
ультрафиолетовой
диагностики
изоляции
контактной
сети
О беспечение
надежности
контактной
сети
(КС)
электриф ици-
рованных железных дорог наряду со значительной выработкой
ресурса ее основных элем ентов в большой степени зависит от
выбора и реализации стратегии технического обслуживания
и
ремонта (ТО и Р). Сущ ественную роль здесь играю т мобильные
систем ы технического диагностирования КС, в том числе оцен-
ки
технического
состояния
изоляции
по
ультраф иолетовом у
(УФ )
излучению [1].
Опыт
эксплуатации
показы вает,
что
и с -
пользование систем УФ -диагностики на базе двухспектральных
камер типа
ОауСогИ
позволяет уменьш ить
число
перекрытий
изоляции в несколько раз [2].
При этом сущ ественно сокращ а-
ю тся трудовые,
временные и финансовые затраты , связанны е
с обслуживанием и ремонтом изоляции электрифицированных
линий.
Как показывает опыт эксплуата-
ции мобильных УФ-систем диагно-
стики на базе вагонов-лабораторий
для
испытаний
КС
(ВИКС), основ-
ной показатель их эффективности —
достоверность оценки технического
состояния изоляции —
еще недоста-
точно
высок.
Это связано с целым
2007
2008
Годы
I
I
Всего
|
I
Обход
I
I
ВИКС
Рис. 1. Количество выявленных УФ-си-
стемой дефектных изоляторов в 2007
и 2008 гг. на Горьковской железной дороге
рядом причин методического, аппа-
ратного и организационно-техниче-
ского характера.
Достоверность
и чувствительность метода
УФ-диагностики
Под
достоверностью
приня-
то
понимать
вероятность
соответ-
ствия
результатов диагностики
ис-
тинному
(фактическому)
техни-
ческому
состоянию
объекта
[3].
При
этом
характерны две ошибки.
Ошибка первого рода
(а), когда ис-
правный
изолятор
принимается за
неисправный
(ложный
дефект),
и
второго
рода
(р),
когда
неисправ-
ный
изолятор
принимается
за
ис-
правный
(пропуск дефекта). С точ-
ки зрения надежности КС наиболее
опасен
второй
вариант,
который
в
самом крайнем случае может приве-
сти
к перекрытию изоляции со все-
ми вытекающими отсюда тяжелыми
последствиями. Однако даже менее
развитый
дефект,
сопровождаю-
щийся
поверхностными
частичны-
ми
разрядами
(ПЧР)
или
короной,
приводит
к
электрохимической
коррозии
и
постепенному разруше-
нию элементов изоляции
в связи с
выделением
из
воздуха
азота,
его
реакцией с влагой
и образованием
азотной
кислоты.
Кроме
того,
на-
личие разрядов и короны приводит
к
потерям энергии,
радиопомехам
и ухудшению качества радиосвязи.
В практике эксплуатации изоля-
ции КС принято считать, что отсут-
ствие ПЧР или короны является од-
ним
из признаков нормального со-
стояния изоляции, а их проявление,
напротив,
говорит
о
наличии
де-
фектов или загрязнении изоляции.
Недостатки существующих в на-
стоящее
время
мобильных
УФ-си-
стем на базе камер ОауСогИ и ВИКС,
связанные с ошибками р (пропуска-
ми
дефектной
изоляции),
иллюст-
рирует график, представленный на
рис.
1. По данным Горьковской же-
лезной дороги, в 2007 г. с помощью
ВИКС обнаружено лишь
12 из 227
дефектов, или всего 5,3%, а в 2008 г.
41
из
170, или 24,1% соответствен-
но.
Остальные
дефектные
изоля-
торы
были
обнаружены
путем
пе-
ших
обходов
КС
и
использования
УФ-камер
в автономном
варианте
Этому есть причины объективного
и субъективного
характера.
К
пер-
вой
группе
причин
можно
отнес-
ти
следующие:
наблюдение
изоля-
ции с ВИКС производится только в
60
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, № -
предыдущая страница 60 Железные дороги мира 2011 04 читать онлайн следующая страница 62 Железные дороги мира 2011 04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст