КОЛЕСНЫЕ ПАРЫ
Результаты
исследования
стали
А5Т для
осей
колесных
пар
Применение высокопрочных улучшенных сталей для изготов-
ления осей колесных пар в настоящее время активно обсужда-
ется
специалистами.
В
научно-исследовательском
проекте,
выполненном Федеральным
агентством по испытаниям
и
ис-
следованиям материалов (ВАМ, Берлин) по заказу Союза пред-
приятий железнодорожной промышленности Германии (VDB),
образцы из стали А5Т (42CrMo4 + QT) вырезали из изъятых из
эксплуатации осей колесных пар.
В других проектах исследо-
вались также опытные образцы колесных пар, изготовленные
в масштабе 1:1.
Система
колесо —
рельс доказы-
вает свою техническую надежность
и экономическую целесообразность
с
начала
развития
железнодорож-
ного
транспорта
до
наших
дней.
Она
пригодна,
с одной
стороны,
в
грузовом сообщении для осевой на-
грузки до 35 т, с другой
стороны,
в
пассажирском сообщении для дви-
жения
со скоростью до 330 км/ч
в
обычной эксплуатации. Известный
мировой рекорд поезда AGV (Фран-
ция) в апреле 2007 г. в эксперимен-
тальных условиях доказал техниче-
скую пригодность этой системы для
скорости до 575 км/ч.
Техническое
исполнение
эле-
ментов
пути
и
ходовой
части
не-
прерывно совершенствуется. Это
в
равной
степени относится
к
разме-
рам, конструкции, технологии изго-
товления узлов и деталей, и прежде
всего к используемым материалам.
Сталь А5Т применяется для из-
готовления
осей
колесных
пар
не
только
высокоскоростных
поез-
дов,
но
и
региональных
моторва-
гонных.
Она
относится
к
высоко-
качественным
материалам
и
от-
личается
прежде
всего
высокими
механическими
показателями,
ко-
торые допускают уменьшение диа-
метра оси и тем самым снижают ее
массу.
Это
безусловно
желатель-
но, так
как с меньшей
неподрессо-
ренной
массой
снижаются
стати-
ческие
и
особенно
динамические
нагрузки на
ходовую часть и путь.
Конечно,
с
повышением
прочно-
сти уменьшается ударная вязкость
и
появляется
опасность
хрупкого
излома.
Причины запуска научно-
исследовательского проекта
Еще
в
начале
1999
г.
специали-
стами
УОВ
была
предложена
те-
матика
научно-исследовательско-
го проекта, посвященного повыше-
нию надежности разрабатываемых
элементов
ходовой
части
без
зна-
чительного
повышения
затрат
на
их производство.
Целью предлагавшегося проекта
была разработка современной
кон-
цепции расчетов надежности и эко-
номичности
конструкции
ходовых
механизмов. Это относится и к рас-
четным
нагрузкам, определяемым
эксплуатационными
измерения-
ми,
и
к
испытаниям
на
усталост-
ную
прочность
реальных
осей
ко-
лесных
пар,
изготовленных
из ста-
лей четырех марок, применяемых в
Германии:
• A1N по МСЖД 811-1, или С35 по
стандарту ISO 683-1;
• А4Т
по
МСЖД
811-1,
или
25CrMo4 по
DIN
EN
10083-3
(тер-
мообработанная
улучшенная
сталь);
• А5Т
по
МСЖД
811-1,
или
42CrMo4 по
DIN
EN
10083-3
(тер-
мообработанная
улучшенная
сталь);
• 34CrNiMo6
+
QT
по
DIN
EN
10083-3
(термообработанная улуч-
шенная сталь).
Не
менее
важной
целью
заду-
манного научно-исследовательско-
го проекта было создание надежных
рамочных условий для промышлен-
ности
и
контролирующих органов
применительно к дальнейшему со-
вершенствованию
регулирующих
механизмов типа европейских стан-
дартов. поскольку проекты стандар-
тов
EN
13103
и
EN
13104
вообще
не содержали
показателей
прочно-
сти для уже применявшихся сталей
А4Т, А5Т или 34CrNiMo6+QT.
Новый
научно-исследователь-
ский
проект
был
инициирован
и
финансировался
Союзом
пред-
приятий
железнодорожной
про-
мышленности
и
железными
доро-
гами
Германии
(DB).
Этот проект
был
выполнен
Институтом
машин-
ных
технологий
и
эксплуатацион-
ной
надежности Технического уни-
верситета
г.
Клаусхайль-Целлер-
фельд в 2004 г.
Анализ
результатов,
получен-
ных в ходе реализации проекта, вы-
явил факты
неизвестного ранее по-
ведения
осей
колесных
пар
из ста-
ли
А5Т.
Так,
было
выявлено,
что
величина
реально допустимых
на-
пряжений
оказалась
ниже тех,
ко-
торые
следовало
ожидать,
осно-
вываясь
на
результатах
статиче-
ских
испытаний.
Этот
результат
был
получен
на
базе усталостных
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, №4
45
предыдущая страница 45 Железные дороги мира 2011 04 читать онлайн следующая страница 47 Железные дороги мира 2011 04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст