ЭЛЕКТРОВОЗОСТРОЕНИЕ
специалистами других предприятии
* елезнодорожной
и электротехни-
ческой промышленности.
Электровозы
постоянного
то-
ка.
Первый
шестиосный
элек-
тровоз
постоянного
тока
серии
ВЛ22М
массой
132 т и
мощностью
_400
кВт
был
выпущен
30
апре-
ля
1947 г. Машины этой серии (их
было
построено
более
1500
ед.)
находились
в эксплуатации
на
ма-
гистральных
линиях
вплоть
до
1990-х
годов,
а
в
маневровой
ра-
боте —
еще дольше.
Техническим проектом развития
завода
предусматривалось доведе-
ние его
производственных
мощно-
стей до 300 локомотивов в год (этот
показатель был превышен в 1958 г.).
Уже в
1950
г. с завода ушли
более
100 электровозов.
Однако электро-
возы
ВЛ22М
уже не соответствова-
ли требованиям 1950-х годов.
К этому времени
выявилась не-
обходимость в локомотивах с более
высокими тяговыми свойствами,
в
первую очередь для
вождения
гру-
зовых
поездов
на линиях
со слож-
ным
профилем.
В
связи
с этим
на
НЭВЗе
приступили
к созданию
но-
вых электровозов, уже
полностью
собственной разработки.
В
апреле
1953
г.
был
изготов-
лен
опытный
образец
восьмиос-
ного
двухсекционного
электрово-
за постоянного тока серии Н8. Этот
электровоз имел в 1,4 раза большую
массу (184 т) и в 1,75 раза большую
мощность
(4200 кВт), чем электро-
воз
ВЛ22М
.
После
испытаний
и до-
водочных
работ серийный
выпуск
новых
электровозов,
получивших
обозначение
ВЛ8
(всем электрово-
зам
советской
постройки
присваи-
вались
серийные
обозначения,
на-
чинавшиеся с букв
ВЛ). был
начат
в
марте
1956
г.
В
том
же
году
за-
вод
приступил
к
постройке
шести-
осных
электровозов
постоянно-
го тока серии
ВЛ23 массой
138 т и
мощностью
3150
кВт,
по
ходовой
части
аналогичных
электровозам
ВЛ22М
, а
по электрической —
элек-
тровозам
ВЛ8.
Электровозы
ВЛ23
эксплуатировались там, где исполь-
зование
более
мощных
ВЛ8
было
нерациональным.
Начиная
с
конца
1950-х
годов
постройка
большей
части
электро-
возов
постоянного
тока
была
пе-
редана
на
Тбилисский
электрово-
зостроительный
завод.
Однако
и
НЭВЗ продолжал
их
изготовление,
с
1969 по
1976 г.
выпуская
восьми-
осные
двухсекционные
электрово-
зы серии ВЛ 10 мощностью 5100 кВт.
Электровозы
переменного
тока.
Новая страница в истории НЭВЗа от-
крылась после принятия в 1956 г. Ге-
нерального плана электрификации
железных дорог на
1956-1971
гг. В
этом
плане,
в частности,
предусма-
тривалось преимущественное внед-
рение электрической тяги
перемен-
ного тока 25 кВ, 50 Гц.
Для
реализации
плана
требова-
лись электровозы переменного тока,
и
заводу были
поручены
их
разра-
ботка и производство. В целях повы-
шения научно-технического уровня
выпускаемых локомотивов в 1958 г.
в
Новочеркасске
организовали
на-
учно-исследовательский
институт
электровозостроения,
ныне —
ОАО
«ВЭлНИИ». Здесь сосредоточились
работы
по
научно-исследователь-
ским, опытно-конструкторским
ра-
ботам
и
испытаниям,
связанным
с
освоением новой продукции.
Первый
опытный
шестиосный
электровоз переменного тока серии
НО
со
ртутными
выпрямителями .
(игнитронами) был выпущен в 1954 г.
Полученный при его создании опыт
использовали
при
разработке элек-
тровозов
следующих
серий.
Таким
образом, в 1959 г. было начато серий-
ное производство шестиосных элек-
тровозов
серии
ВЛ60,
а
в
1961
г. —
двухсекционных восьмиосных серии
ВЛ80, также с игнитронами.
В
конце
1950-х
годов
появи-
лись
выпрямители
нового
типа —
на
кремниевых диодах.
Применив
это
новшество,
НЭВЗ
в
1962
г.
по
документации
ВЭлНИИ
освоил
выпуск электровозов серии
ВЛ60К
,
а
в
1963
г.
серии
ВЛ80К
то
время эти электровозы были самы-
ми мощными в мире —
6520 кВт).
Именно
электровозы
серии
ВЛ80К
стали
основоположника-
ми
большого семейства
постоянно
совершенствуемых
(например,
за
счет
применения
кремниевых
ти-
ристорных
преобразователей
бы-
ли
решены
задачи
внедрения
ре-
куперативного
торможения
на
пе-
ременном
токе
и
плавного
регули-
рования
напряжения
на
тяговых
двигателях
постоянного
тока)
ло-
комотивов
разных
модификаций
(ВЛ80Т
, ВЛ80(, ВЛ80Р), которые и в
настоящее время
выполняют боль-
шую часть перевозочной работы на
железных дорогах страны, электри-
фицированных
на
переменном
то-
ке.
Всего до
1994
г.
было
построе-
но около 5000 таких электровозов.
К числу локомотивов, созданных
в XX веке, относится также двухсек-
ционный 12-осный электровоз серии
ВЛ85 (рис. 2), долгое время оставав-
шийся самым мощным в мире (мощ-
ность в часовом режиме 10 тыс. кВт).
Этот электровоз рассчитан на работу
в суровых климатических условиях;
все 270 ед. направлены на Восточно-
Сибирскую
и
Красноярскую желез-
ные дороги.
Несмотря
на тяжелые экономи-
ческие условия
конца
1980 —
нача-
ла
1990-х
годов,
завод
продолжил
разработку
новых локомотивов.
В
1994 г. был создан
первый отечест-
венный
шестиосный
пассажирский
электровоз переменного тока серии
ВЛ65 мощностью 5010 кВт с ориги-
нальной
ходовой
частью
тремя
двухосными тележками), рекупера-
тивным торможением,
плавным ре-
гулированием
напряжения
и
авто-
матической
системой
управления.
Позднее завод освоил выпуск похо-
жих по конструкции и характеристи-
кам пассажирских электровозов се-
рии ЭП1.
Важным
для
завода
событием
стала постройка в конце 1990 —
нача-
ле 2000-х годов совместно с компа-
нией Adtranz (впоследствии вошед-
шей
в состав компании
Bombardier
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, №4
39
предыдущая страница 39 Железные дороги мира 2011 04 читать онлайн следующая страница 41 Железные дороги мира 2011 04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст