ЭЛЕКТРОВОЗОСТРОЕНИЕ
С. Ф.
Подуст, генеральный директор ООО «ПК «НЭВЗ»
НЭВЗ —
начало
новой
эпохи
Сейчас невозможно представить железные дороги
России без
новочеркасских электровозов,
которые
выполняют подавляю-
щую часть грузовых перевозок на электрифицированных линиях,
составляющих основу сети ОАО «РЖД». Локомотивы постройки
Н ЭВЗа уже 75 лет работают от Заполярья до Северного
Кавка-
за,
от Санкт-Петербурга до
Владивостока
в
разных,
зачастую
экстремальных эксплуатационных и климатических условиях.
Т ри
четверти
века
истории
Н о -
во ч ер к асск о го
э л е к т р о в о зо с т р о и -
тельного завода
вм естили м ногое —
трудн ое
н ач ало,
п остеп ен н ое
р а з-
витие,
разруш ен и я
военны х
и
вос-
стан о вл ен и е
п о сл ево ен н ы х
л ет
и,
н акон ец ,
вы ход
на
п еред овы е
п о -
зи ц и и
в
отечествен н ом
л о к о м о ти -
востроении.
Завод
прош ел
путь от
заи м ство ван и я
тех н и ч ески х
реш е-
ний
п р ед п р и яти й ,
н ачавш и х
стр о -
ить электровозы
раньш е, до
созда-
ния
и
вы пуска больш их
партий л о -
ком отивов собственной разработки
|1 ).
Н ако п л ен
б о л ьш о й
о п ы т
с о -
трудничества
с
российским и
со-
ставе ЗА О
«Т ран см аш холди н г»)
и
ведущ ими м ировы м и ком паниям и —
изготовителям и
подвиж ного соста-
ва. К своему ю билею завод подош ел,
им ея
очен ь
хорош ие
перспективы
д альн ей ш его
р азви ти я:
совм естно
с
ф ран ц узской
ко м п ан и ей
A lstom
T ra n sp o rt
готови тся
к
сер и й н о м у
прои зводству
целое
сем ейство
и н -
н о вац и о н н ы х
эл е к тр о в о зо в ,
о тв е -
чаю щ их
м и ровом у уровню
в
о б л а -
сти локом оти востроен и я.
Становление
П равительственное
п остан овле-
ние о
строительстве
в
Н овочеркас-
ске
п аровозострои тельн ого завода.
ны не — ООО «ПК «Н овочеркасский
эл е к тр о в о зо стр о и тел ь н ы й
завод»
(Н Э В З),
вы ш ло
в
1932
г.
Закладка
завода
на
участке
откр ы то й
степи
в
н ескольки х
ки л ом етрах
от
го р о -
да состоялась 8 ноября того же года.
П ервы й
л о к о м о ти в
— ч еты р ех -
осн ы й
у зк о к о л ей н ы й
п ар о в о з
с е -
рии
159 — покинул
сборочны й
цех
27
ап реля
1936
г.
И м ен н о
с
этого
дн я
о тсч и ты в ается
7 5 -л е т н я я
и с-
тори я завода, отм еченная многим и
зн ам ен ательн ы м и собы тиям и.
С начала завод сп ец и али зи ровал-
ся
на
вы пуске
м ан евр о вы х
и
п р о -
м ы ш лен н ы х
п аровозов,
затем ,
н е-
задолго до В еликой О течественной
войны , здесь бы л освоен выпуск ар -
тиллерийских орудий.
Во
врем я
войны основная
часть
оборудования
и
больш ое
число
р а-
б о ч и х
и
и н ж е н е р н о -т е х н и ч е с к о -
го
п ерсон ала
бы ли
эваку и р о ван ы
в г.
В откинск
на
У рале, где п родол-
ж алось изготовление продукции во-
ен ного
н азн ач ен и я.
П осле
осво б о -
ж ден ия
Н овочеркасска
от
о к к у п а-
ции
началось
восстановление заво-
да, почти полностью разруш енного.
П остеп ен н о
н ал аж и в ал о сь
п р о и з-
водство,
м о н ти р о в ал о сь
о б о р у д о -
вание, возвращ ались специалисты .
Электровозы для железных
дорог С С С Р и России
В
н оябре
1945
г.
бы ло
принято
реш ение о перепроф илировании за-
вода
в
эл ек тр о в о зо стр о и тел ьн ы й .
И м ен н о
с
этого
врем ени
название
«Н ЭВЗ»
стало
известны м
на
ж елез-
ны х дорогах страны
(рис.
1).
Завод бы л определен в качестве
о сн о вн о го
для
о б есп еч ен и я
локо-
м отивам и
электри ф и ц и руем ы х
л и -
ний
ж елезны х дорог страны .
В свя-
зи
с
этим
его
коллекти в
укрепили
Рис. 1. Заводоуправление НЭВЗа (фото: НЭВЗ)
38
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, N
-
предыдущая страница 38 Железные дороги мира 2011 04 читать онлайн следующая страница 40 Железные дороги мира 2011 04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст