,
Ш П А Л Ы
Шпалы
из
искусственной
древесины
на
железных дорогах
Европы
Европейские железные дороги и операторы метрополитена по-
степенно начинают признавать достоинства композитных шпал,
отличающихся более высокой износостойкостью по сравнению
с деревянными. Такие шпалы широко применяются
в Японии,
Китае, на острове Тайвань и появляются на железнодорожных
линиях Европы.
Д р ев еси н а
сам ы й
стар ы й
и
у н и в ер с ал ь н ы й
м атер и ал
в
и с то -
рии
человечества.
О днако она,
как
п ри родны й
м атериал,
спустя
о тн о -
с и те л ь н о
к о р о тк о е
вр ем я
п о в р е -
ж дается
п ер ем ен н ы м и
те м п е р ату -
р ам и ,
у л ь тр а ф и о л е то в ы м
и зл у ч е -
н и ем
и
п о сто я н н о й
вл аж н о стью .
П ри
и с п о л ь зо в а н и и
д е р е в я н н ы х
ш пал
путь
при ходится
р ем о н ти р о -
вать
через
отн оси тельн о
коротки е
врем енны е ин тервалы .
Это о зн ач а-
ет больш ие затраты
на
персонал
и
м атери алы .
П роти в
ж ел езо б ето н н ы х
ш пал
говори т
их
б ольш ая
масса,
о сл о ж -
няю щ ая
укладку
и
делаю щ ая
п р о -
б л ем ати ч н ы м
п р и м ен ен и е
на
м о -
стах.
К
том у
же
для
и зго то вл ен и я
ш пал
разной длины требую тся
р аз-
ны е ф орм ы .
Д о сто й н о й
а л ь т е р н а т и в о й
д е -
р е в я н н ы м
я в л я ю т с я
ш п а л ы 1
и з
ар м и р о в ан н о го
во л о кн о м
п ен о п о -
ли у р етан а
(fiber
reinforced
foam ed
u re th a n e ,
F F U ).
П ер ву ю
к о м п о -
зи тн у ю
ш п ал у
S ek isu i
и зго т о в и -
'См.
статью
«Искусственная
древесина
в
конструкции
пути*
в журнале
«Железные
дороги мира*. 2009. № 11, с. 75 - 77.
ла
в
1978
г.,
о тр е а ги р о в а в
на
п о -
т р е б н о с т ь
ж е л е зн ы х
д о р о г
Я п о -
нии в получени и м атер и ал а, более
у с т о й ч и в о го
к
х а р а к т е р н ы м
д л я
стр ан ы
п о го д н ы м
у сл о в и я м ,
чем
д е р е в о .
Э ти
ш п алы
у с т а н а в л и в а -
л и сь
с
сер ед и н ы
8 0 -х
годов
п р о -
ш лого
века,
о со б ен н о
на
с т р е л о ч -
н ы х
п ер ев о д ах ,
м о стах
и
д руги х
участках
пути,
для
к о то р ы х
п р и о -
ри тетн ы м
тр еб о ван и ем
б ы л о
м а к -
с и м а л ь н о е
у в е л и ч е н и е
и н т е р в а -
л о в
тек у щ его
со д ер ж ан и я .
А р м и -
р о в ан н ы й
п ен о п о л и у р етан
такж е
ш и роко
и сп о л ьзу ется
в
м остовы х
ко н стр у кц и ях
по
п ри чи н е
о гр а н и -
ч ен н ы х
п о д х о д о в
и
стесн ен н о сти
р аб о ч и х
п л о щ ад о к.
С огласн о
р а с -
ч етам
Н а у ч н о -и с с л е д о в а т е л ь с к о -
го
и н сти тута
Я п он ски х
ж ел езн ы х
д о р о г,
п л ас ти к о в а я
ш пала
м ож ет
вы д ер ж ать
100
м лн
ц и клов
н агр у -
ж ен и я
в теч ен и е 5 0 -л етн его срока
служ бы . С тех пор в Я понии у л о ж е-
но
б о л ее
1,3
м лн
так и х
ш пал.
А р-
м и р о в а н н ы й
п о л и у р етан
н а з ы в а -
ю т искусственной д ревеси н ой , она
вы гл яд и т
как
п р и р о д н ая
и
со ч ета-
ет все п о л о ж и тел ьн ы е свойства н а -
ту р а л ь н о го
п род укта
и
с о в р е м е н -
ного ком п ози та.
Достоинства
Ш палы
из
и скусствен н ой
д р е -
весины
на
осн ове
ар м и р о ван н о го
во л о кн о м
п ен о п о л и у р етан а
о т л и -
чаю тся
б о л ьш и м
сроком
служ бы .
У длиненны е
циклы
обслуж иван ия
д а ю т
с о о т в е т с т в у ю щ у ю
э к о н о -
мию
расходов
на
текущ ее содерж а-
ние.
К роме того, точн ая
и
бы страя
укладка даж е отдельны х
ш пал
спо-
собствует сниж ению строительны х
издерж ек.
П р о ч н о сть
на
и зги б
к о м п о зи т -
ны х
ш пал
д аж е
п осле
15
л ет
э к с -
п л у атац и и
зам етн о
вы ш е,
чем
д е -
р е в я н н ы х .
Э та
ж е
те н д е н ц и я
н а -
блю дается при ц и кли ч ески х и д л и -
те л ь н ы х
и сп ы тан и я х .
В
то
врем я
как
при
сж ати и
40
М П а
и
50
ты с.
ц и кл о в
н агр у ж ен и я
б о л ьш и н ство
д е р е в я н н ы х
ш п ал
р а зр у ш а е т с я ,
ш п алы
из
п о л и у р етан а
в ы д е р ж и -
ваю т д аж е
1
млн
ц и кл о в
при
сж а-
ти и в 94 М П а.
Б л аго д ар я
структуре
с
з а к р ы -
ты м и порам и полиуретан даж е при
/
интенсивны х
осадках
им еет
н езн а-
ч и те л ь н о е
в о д о п о гл о щ ен и е.
Б л а -
гопри ятны е электрои золяц и он н ы е
свой ства
поэтом у
не
ухудш аю тся,
что им еет особое значение зим ой
в
о б огреваем ы х
стрелочн ы х
п ер ево -
дах.
К ром е того,
полиуретан устой -
чив
к
ги дролизу,
ж ирам
и
м аслам ,
а
такж е
расп ы ляем ой
соли.
И з
н е-
го м ож но и зготавливать ш палы , ко-
торы е
в сравнении
с таким и
же ж е-
лезобетонны м и отличаю тся лучш ей
плоскостностью .
Еще
од н о
д о сто и н ство
к о м п о -
зи тн ы х
ш пал
— эк о л о ги ч еск ая
со -
вместимость. В противополож ность
деревянны м
они
не требую т нагру-
ж аю щ ей
п ри роду
п роп и тки
х и м и -
катам и для
защ иты
от н еблагоп ри -
ятн ы х
во зд ей стви й
о круж аю щ ей
среды . О днаж ды залож ен н ы е в них
крепеж ны е элем енты могут и сп оль-
зоваться повторно. Н енуж ны е (или
изнош енны е)
ш палы
могут подвер-
гаться
повторной
переработке;
это
ж е
о тн о си тся
к
тех н о л о ги ч еск и м
отходам .
72
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, №3
предыдущая страница 73 Железные дороги мира 2011 03 читать онлайн следующая страница 75 Железные дороги мира 2011 03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст