С И С ТЕ М А
КО Л ЕС О
РЕЛЬС
м ические
воздействия
передаю тся
на тележ ки и кузов.
У казан н ы е
деф екты
не
то л ьк о
отрицательно
влияю т на
п оверхн о-
сти
катания
у
наруж ного
края
п р о -
ф и ля,
но
могут такж е
стать
п р и ч и -
ной
п о явлен и я
внутренних
д еф ек -
тов,
влекущ и х
за
собой
и зл о м ы
колес и рельсов.
Н аибольш ую опас-
ность
представляю т отслоения,
вы -
краш и ван и я
и
теп л овы е
трещ ины .
В озникаю щ ие
усталостны е
м и к р о -
трещ ины
распространяю тся
внутрь
обода
колеса
или
головки
рельса,
пока
не
достигнут
состоян и я,
при
котором происходит хрупкий излом.
Результатом этого являю тся аварии
поездов, сопровож даю щ иеся зн ач и -
тельны м м атериальны м ущ ербом
и
человеческим и ж ертвам и.
Дефекты развиваю тся ступенчато.
Они начинаю тся с инициирования и
зарож дения
микротрещ ин,
которы е
вы растаю т до больш их усталостных
трещ ин, вы зы ваю щ их излом. И нтер-
вал времени от начала эксплуатации
колеса или рельса до инициирования
микротрещ ин больш е, чем интервал
между инициированием и появлени-
ем больш их трещ ин. О пы т соврем ен-
ной
эксплуатации
показы вает,
что
лучш ей проф илактикой дефектов яв-
ляется оптим альное восстановление
проф иля, т.е.
его обновление до по-
явления
деф ектов.
О днако
соответ-
ствую щ ие интервалы
времени коро-
че тех,
которы е
реком ендую тся
и н -
струкциям и
по техническом у осм о-
тру
и
обслуж иван ию
подви ж н ого
состава и пути.
С ейчас имеется некоторы й опы т
эксп луатац и и
рельсов
с
о п ти м а л ь -
ны м
в о с с та н о в л е н и е м
п р о ф и л я .
К о м п а н и и ,
с п е ц и а л и з и р у ю щ и е -
ся
на
работах такого
рода,
оснащ е-
ны
м ощ н ы м и
м о б и л ьн ы м и
и зм е -
р и тел ьн ы м и
си стем ам и
и
ш л и ф о -
вал ьн ы м и
м аш инам и.
О днако для
восстан овлен и я
пути
на
к а к о м -л и -
бо участке требуется
его закры ти е
для движ ения поездов.
Б л аго д ар я
восстан овлен и ю
п о -
верхности
катан и я
ж ел езн о д о р о ж -
ных
колес и
рельсов и
повы ш ению
усталостной прочности осей м ож но
такж е
сп особствовать увеличению
срока
их
служ бы .
За
счет
у м е н ь -
ш ения
некруглости
колес
и
непло-
скостности
рельсов
сглаж и ваю тся
ди н ам и чески е
воздей ствия, у м ен ь-
ш аю тся ам плитуды изгибны х коле-
баний осей
колесны х
пар и ото д ви -
гается
н е б л а го п р и я тн о е
в л и ян и е
ф рикци онн ой коррозии.
Д ля устранения
некруглости
к о -
лес подвиж ного состава, п редн азн а-
ченного для
пассаж ирских
п ер ево -
зок,
использую т
врем енны е
и н тер -
валы ,
н ео б х о д и м ы е
д л я
р е гу л я р -
ны х
отстоев
с
целью
п ро вед ен и я
очистки
ходовой
части
и
контроля
всех ее парам етров,
в том числе н е-
круглости колес. И зм ерения ее д о л -
ж ны проводиться достаточно часто.
П ри этом
в
распоряж ении долж ны
им еться
станки для
обточки
колес-
ных пар без вы катки.
Д ля
колес
грузовы х
вагонов
п о -
добн ое
восстан овлен и е
круглости
о р ган и зо в ать
слож н ее.
Д ля
этого
тр еб у ется
у стан о вк а
и зм е р и т е л ь -
ны х
у стр о й ств,
о б есп еч и ваю щ и х
в о зм о ж н о с ть
ч асты х
и зм ер ен и й
колес во врем я движ ения. Грузовы е
вагоны
с
неправильны м
проф илем
колес
д о л ж н ы
н ап р ав л яться
в
о т -
стой при ф орм ировании поездов на
сорти ровоч н ы х
стан ц и ях,
и
ко л ес-
ны е пары на этих станциях долж ны
зам ен яться
восстановленны м и.
Д е-
м он ти рован н ы е
колесны е
пары
з а -
тем
о б тач и ваю т
на
то кар н ы х
стан -
ках
н еп о ср ед ствен н о
на
с о р т и р о -
вочн ы х
стан ц и ях
или
в
сп ец и ал ь -
ны х подразделениях.
Заключение
I
О п т и м а л ь н о е
в о сс та н о в л е н и е
п р о ф и л я
б л аго п р и ятн о
вл и яет
на
д и н ам и ч еск и е
услови я
п еревозок,
что
п о вы ш ает
срок
служ бы
пути,
улучш ает безопасность
ж ел езн о д о -
рож ной техники и сниж ает вел и ч и -
ну затрат ж изненного цикла.
Т р еб о в ан и я
к
качеству
во сста-
н о в л ен и я
п р о ф и л я
эк сп л у ати р у е-
м ы х
колес
и
и зго то вл ен и я
новы х
п р и о б р е т а ю т
о со б о е
зн а ч е н и е
в
у сл ови ях
л и б ер ал и зац и и
и
гар м о -
низации ж елезн одорож н ы х п ерево-
зок на сети Европы .
П овы ш ение
качества
новы х
к о -
лес
им еет больш ое зн ачен и е
и
для
о б есп еч ен и я
б езоп асн ости
д в и ж е -
ния
поездов.
К ом п ан и я
В опа^апБ
(Ч е х и я )
р а з р а б о т а л а
о п т и м и з и -
рован н ое
колесо,
рассчи тан н ое
на
увеличенны й срок служ бы и экстре-
м альн ы е нагрузки (рис. 5).
Т а к и е
к о л еса
п р е д н а зн а ч е н ы
для
грузового
подвиж ного состава
с вы сокой осевой
нагрузкой
(25 т и
более)
и
колодочн ы м и
торм озам и .
О п ти м и зац и я
ко н стр у к ц и и
и
в ы -
бора
м атер и ал а
р еал и зо ван а
с
и с-
п о л ьзо ван и ем
соврем ен н ы х
м ето -
дов
расчета
и
испы таний.
П о
ср ав-
нению
со
стан дартн ы м и
колесам и
грузовы х вагонов М С Ж Д новы е к о -
леса
характеризую тся
зн ачи тельн о
м ен ьш и м и
о статочн ы м и
н ап р я ж е-
н и ям и
(на
4 0 - 5 0 % )
и
п о н и ж е н -
ны м
трендом
к
возн и кн овен и ю ус-
талостны х
деф ектов
(более
чем
на
6 0 % ). Это ум еньш ает опасность п о-
вреж дения
колес
и
возн и кн овен и я
авари й н ы х ситуаций.
Рис. 5. Оптимизированное колесо компа
нии ВопанапБдля грузовых вагонов
По материалам группы компаний ZDB
(www.zdb.cz).
компании Вопа&ат
(www.bonatrans.cz)
и Техническо-
го университета Остравы УБВ-Ти
(www.vsb.cz).
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, №3
61
предыдущая страница 62 Железные дороги мира 2011 03 читать онлайн следующая страница 64 Железные дороги мира 2011 03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст