СТАНДАРТИЗАЦИЯ
не прописанны х, но обязательны х к
вы полнению .
П риш лось столкнуть-
ся
и
с
отсутствием
н екоторы х
тр е -
бован и й .
Н ап рим ер,
в
ряде
случ а-
ев
бы ло
непонятно,
в
пределах
к а-
ких габаритны х допусков ком пании
инф раструктуры долж ны содерж ать
искусственные сооруж ения (даж е ес-
ли и допустить, что это не бы ло кри -
ти чно
на
раннем
этапе
получения
допусков для подвиж ного состава).
Структуру новы х норм надлеж ит
строить в
направлении
снизу вверх.
На
каж дом
этапе
построенного
т а -
ким
образом
процесса
ответствен -
ность за
соответствие
несут специа-
л и зи р о в а н н ы е
о р ган ы
(D e sig n a t-
ed
Body,
D eB o).
П роцесс
н ач и н ает-
ся с анализа общ еевропейских норм,
соответствие которы х директиве по
тех н и ко -эксп л у атац и о н н о й
со вм е-
стимости и другим м ож ет бы ть дано
лю бы м
уп олн ом очен н ы м
органом
(N otified Body, N oBo)
по сертиф ика-
ции. Затем наступает очередь нацио-
нальны х норм, входящ их в группу А,
их
безопасное
взаим ное
признание
м ож ет гарантировать установление
их
равн озн ачн ости .
П осле
чего
не
вош едш ие в группу А национальны е
нормы долж ны пройти оценку DeBo
в отдельны х странах — членах ЕС.
С ам ой
слож ной
представляется
работа
с
двум я
п роблем ам и ,
о тн е-
сенны м и к «красной зоне».
П ервая
касается
неявны х тр еб о -
ваний
к технико-эксплуатационной
совместимости
подвиж ного состава
и инфраструктуры, например в отно-
ш ении электром агнитной
совм ести-
мости
или
геометрических
парам ет-
ров.
О тдельная задача связана здесь
с внедрением системы
ERTMS.
В
на-
стоящ ее время только в
Ш вейцарии
опубликованы
требования
к
б о р то -
вому оборудованию ETCS, а
в В ели-
кобритании — к аппаратуре GSM-R. В
других странах нет ясности, по каким
параметрам требую тся проверки, по-
мимо оговоренны х в TSI, и какие зн а-
чения этих параметров приемлемы.
Д ругая
п р о б л ем а
из
«красн ой
зо н ы »
о тн о си тся
к
у р о вн ю
п р о -
зрачн ости ,
н еобходи м ом у для
т о ч -
ного
п р ед ставл ен и я
о
со сто ян и и
и н ф р астр у к ту р ы .
И сходя
из
т р е -
бован и й
по
безоп асн ости
и
те х н и -
ко -эксп л уатац и он н ой
со вм ести м о -
сти
очевидно,
что ж изненно важ но
обесп ечи вать
текущ ее
содерж ание
инф раструктуры
в
рам ках устан ов-
ленны х стандартов и
норм. О днако
в соврем енной
практике случается,
что допустим ы е отклон ен и я ф ак ти -
ческих
п ар ам етр о в
и н ф р астр у к ту -
ры
от исходны х
четко не определе-
ны, более того, в некоторы х случаях
они
врем я
от
врем ени
изм еняю тся.
Это затрудняет оценку техн и ко-экс-
плуатационной
совм естим ости для
подви ж н ого
состава.
Д ругим и
сл о -
вам и ,
н ек о то р ы е
ад м и н и стр ац и и
не даю т точн ы х
характеристик
и н -
ф раструктуры
и
л и ш ь
н ек о то р ы е
о б н ар о д о в ал и
д етал ьн ы е
д ан н ы е
в
ф орм ате,
пригодном
для
оценки
совм естим ости.
Зона прозрачности
С ледую щ ей
зад ач ей
я в л я ется
р еал и зац и я
так
н азы ваем о го
т р е -
у го л ьн и к а
п р о зр ач н о сти ,
п о с тр о -
ен н о го
на
п р и н ц и п е
р а зд е л е н и я
п о л н о м о ч и й
о сн о вн о м
п р и н ц и -
пе
м н оги х
ев р о п ей ск и х
за к о н о в ,
важ н о м
д л я
н ад л еж ащ его
ф у н к -
ц и о н и р о ван и я
р ы н о ч н ы х
о тн о ш е-
ний. Э тот треугольник зам ени т под-
ход,
п р ед у см атр и ваю щ и й
так
н а -
зы в аем ы е
о д н о то ч еч н ы е
эк с п ер т-
ны е
реш ения,
новы м ,
основанны м
на
суж дениях
н езави си м ы х
« о ц ен -
щ иков»
и
на
четко
р егл ам ен ти р о -
ван н о м
п роц ессе
п р о в ер к и
с о о т -
ветстви я
о п р ед ел ен н ы х
п а р а м е т -
ров
н орм ам ,
устан овлен н ы м
за к о -
н о д ател ьн о .
П ри
этом
в
процессе
участвую т три
стороны :
за к о н о д а -
тель (м инистерство или другая п р а-
ви тельствен н ая
структура),
н ац и о -
нальная адм инистрация по безоп ас-
ности и оценщ ик (Ы оВо или О еВ о).
П о
заверш ен и и
работы
по
п р и -
веден и ю
всех
норм
к
е д и н о о б р а -
зи ю
п еречен ь
тех
п арам етров,
к о -
торы е требую т
проверки,
будет з а -
ф иксирован с соблю дением полной
прозрачности
норм,
их
оп ределяю -
щ их. П роверки по всем парам етрам ,
кром е относящ ихся к особенностям
местной инф раструктуры , будут вы -
полняться
один
раз,
что сокращ ает
затраты врем ени и средств для м н о-
го н ац и о н ал ьн ы х
проектов.
Т аким
образом ,
в ти пи чн ом
случае
новая
единица подвиж ного состава п рохо-
дит полны й
процесс
получения
д о -
пуска
к эксплуатации
в одной
стра-
не, скаж ем, во Ф ранции. Это значит,
что
весь
подви ж н ой
состав
д а н н о -
го типа
автом атически допускается
к
эксп луатац ии
во
Ф ран ц и и .
Если
планируется
и сп ользовать этот
п о -
движ ной
состав
в
В еликобритании,
одна из единиц проходит там д о п о л -
н и тел ьн ы е
и сп ы тан и я
на
со о тв ет-
ствие норм ам групп В и С, и в случае
п олож и тельн ы х
результатов
этого
достаточно, чтобы
весь подвиж ной
состав данного типа бы л допущ ен к
эксплуатации в В еликобритании.
Следующие шаги
Д и р е к т и в ы
п р е д с т а в л я ю т
с о -
бой
и н струм ен ты ,
которы е
н ад л е-
ж ит
использовать для
такого у п р о -
щ ения
правил,
которое
на
п р ак ти -
ке пока
не используется последова-
тельно и в полном объем е. В задачи
ЕВА
на
б л и ж ай ш ую
п ерсп екти ву
(п ом им о уж е упом януты х, но не р е-
ш енны х
в
полном
об ъ ем е)
входит
побуж дение стран — членов ЕС к ис-
п о л ьзо в ан и ю
со гл асо ван н ы х
п р о -
цедур
и зм ерен и й
и
тестов
(н а п р и -
мер, по электром агн и тн ы м в л и ян и -
ям ), с тем чтобы однаж ды получен-
ны х
результатов
бы ло достаточн о
д л я
п о д твер ж д ен и я
со о тветстви я
требован и ям в каж дой стране.
О днако
не
стоит
заб ы вать,
что
взаим ное признание результатов ат-
тестации — только один
из
важ ны х
этапов на пути к достиж ению р еал ь-
ной
кон курен тосп особн ости
е в р о -
пейской ж елезнодорож ной системы.
R. Locrett. Railway Gazette International,
2010, № 9, p. 34-38;
материалы ERA
(www.era.europa.eu).
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, №3
25
предыдущая страница 26 Железные дороги мира 2011 03 читать онлайн следующая страница 28 Железные дороги мира 2011 03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст