СТАНДАРТИЗАЦИЯ
сообщ ения
меж ду Л ондоном
и
А м -
стердамом. Н едавний обзор показал,
что
еж едневн о
м еж ду
эти м и
го р о -
дами
вы полняется
34 авиарейса,
и
ж елезны е дороги могут предлож ить
вполне
конкурентное
сообщ ение
с
х іи тел ь н о сть ю
поездки
4
ч.
О дн а-
ко имею тся
и
препятствия осущ ест-
влению этих планов. На «наземном»
пути из лондонского аэропорта Х ит-
роу
в
ам стердам ский
С хипхол
(ч е-
рез строящ ийся
в
настоящ ее
время
в Л ондоне тон н ель
С гою гаіі)
н ал и -
чествую т
10
систем ны х
границ
м е-
жду
разн ы м и
инф раструктурны м и
ком паниям и, управляю щ им и о б ы ч -
ны ми и вы сокоскоростны м и л и н и я -
ми,
причем
на
каж дой
из
этих
гр а-
ниц действует свой перечень техн и -
ческих и эксплуатационны х правил.
Д ля
сравн ен и я
м ож но
п редста-
вить, как себя чувствовала бы авто -
тран сп ортн ая
или
автобусная
к о м -
пания,
которой
приш лось
бы
стал -
ки ваться
с
п р о б л ем ам и ,
о б у с л о в -
ленны м и
наличием
н ац и он альн ы х
тр ан сп о р тн ы х
систем
с
р азн ы м и
правилам и на территории регионов
внутри страны , разны м и системами
дорож н ы х
зн ако в
и
разн ы м и
габ а-
ритам и искусственны х сооруж ении,
наприм ер
мостов,
правом
каж дого
региона
вы давать
собственны е л и -
цензии
води телям
и
допуск
к
эк с -
плуатации для
грузовы х
авто м о б и -
лей
и
правом
р еал и зато р о в
каж д о -
го нового автом оби льн ого проекта
ф орм улировать собственны е тр еб о -
вания
к легковы м
и грузовы м ав то -
м обилям и автобусам .
Т р ад и ц и о н н ы й
подход
в
плане
получения
допуска
для
ти п и чн ого
ж елезнодорож ного проекта состоит
в разработке обоснован ия
безоп ас-
ности
путем
проверки
совм естим о-
сти
каж дого
бортового
устройства
со
всем и
элем ен там и
и н ф р астр у к -
туры ,
с
которы м и
оно
взаи м о д ей -
ствует.
О днако
зачастую
на
ж ел ез-
ных дорогах
некоторы е систем ны е
п арам етры
согласован и я
за к л а д ы -
ваю тся
на
уровне
разр аб о тки
п р о -
екта, а
не
на уровне европейских
и
даж е
о б щ ен ац и о н ал ьн ы х
стан д ар -
тов.
В
результате
первы е
р азр аб о т-
ки
в
области
европейской
системы
уп р авл ен и я
дви ж ен и ем
ETCS
о к а -
зались
несовм естим ы м и друг с дру-
гом:
то л ько
в
Н идерландах
их
три
вари ан та.
Т акж е
и
в
В ел и ко б р и та-
нии разны е технические требования
действую т в разны х ф рагм ентах н а-
ц и он альн ой
сети
ж елезн ы х
дорог:
на ли ни ях,
находящ ихся
в
ведении
ком пании инф раструктуры N etw ork
Rail,
на
вы сокоскоростн ой
м аги ст-
рали
HS
1,
в
тон н еле
под
Л а-М ан -
шем и в С еверной И рландии. Не ис-
клю чен о,
что
проекты
C rossrail
и
T ham eslink дополнят этот перечень.
О бщ еизвестно, что м ногие о гр а-
ничения, препятствую щ ие р еал и за-
ции
идеи допуска go anyw here
(экс-
плуатации в масш табе европейской
сети ),
сл о ж и л и сь
и стори чески
на
этапе
строи тельства
ж елезн ы х
д о -
рог
с
п ри м ен ен и ем
р азн ы х
норм .
Вместе с тем этот принцип уже п р и -
м ен ялся
до
недавних
врем ен
и
б а -
зи р о в а л с я
на
о б щ и х
т р е б о в а н и -
ях,
ф о р м у л и р у ем ы х
так и м и
о р га -
нами,
как. наприм ер.
Railway C lear-
ing
H ouse
в
В ел и ко б р и тан и и
или
М СЖ Д
в
континентальной
Европе.
В
каж дой
стране
однородность
и н -
ф раструктуры
обесп ечи валась т р е -
б о в ан и я м и
н ац и о н ал ь н ы х
ж е л е з-
ны х
дорог.
Н а
ж ел езн ы х
д орогах
статус go anyw here
поддерж ивался
на
вы соком уровне
в
целях
беспре-
пятственного
обращ ения
собствен-
ного
п о д ви ж н о го
состава
и
о б е с -
печения
свободного
обм ена
гр у зо -
вы м и и пассаж ирским и
вагонам и
в
м еж дународны х сообщ ениях
на ос-
новании соглаш ений RIV и RIC.
Ф еном еном ны неш него врем ени
является распространение разброса
тех н и ч ески х
тр еб о ван и й
с
и н ф р а -
структуры
на
подвиж ной
состав,
и
оно стало возм ож ны м с изм енением
подходов к управлению проектам и.
Коридор сложности
О слож нения с получением допу-
ска, им ею щ иеся
в каж дой отдельно
взятой стране, в м асш табах Европы
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, №3
усиливаю тся
м ногократно.
Р ассм о-
трим в качестве прим ера внедрение
систем ы
ETCS
в
кори доре
Р о ттер -
дам — Генуя.
Д ля
реш ения
этой
з а -
дачи
м ож ет
п отребоваться
в ы п о л -
нени е
до
12
о тд ел ьн ы х
п роектов
п ятью
н ац и о н ал ьн ы м и
к о м п а н и я -
ми
инф раструктуры ,
каж дая
из
к о -
торы х
м ож ет привлечь до
четы рех
поставщ иков. На этом направлении
могут работать локом отивы с систе-
мами АЛС не менее чем шести типов,
п о ставл ен н ы м и
не
м енее
чем
ш е-
стью
поставщ икам и.
К аж дая
систе-
ма
АЛС
потенциально
м ож ет бы ть
совм естим а
со
120
ком б и н ац и ям и
напольного оборудования, поэтому
в случае зам ены одного ком понента
систем ы
потребуется
обосн ован и е
безопасности
для
120
х
36
=
4320
взаим одействий между бортовы м и
н ап ольн ы м
оборудован и ем
с
со о т-
ветствую щ ими испы таниям и.
Если
учесть
ещ е
и
чи сло
п р о -
ектов
ETCS,
р еал и зу ем ы х
в
Е вро-
пе, становится
очевидны м ,
что тр а-
диц ионны й
подход
к
обоснованию
безопасности
становится
н есостоя-
тельны м .
И м енно
поэтом у
возм ож -
ность
совм естного
и сп о л ьзо ван и я
для
систем
колл екти вн ого
п о л ь зо -
ван и я
о б ы ч н о
подтверж дается
ве-
ри ф и кац и ей
(verification), т.е.
п од-
тв е р ж д ен и ем
с о о тв етств и я
у с т а -
н о в л ен н ы м
тр е б о в а н и я м .
Т ак и м
о б р а зо м ,
если
к о м п а н и я
и н ф р а -
структуры , претендую щ ая
на
право
допуска, уверена в том , что улож ен -
ны е рельсы соответствую т техн и че-
ским условиям
и
вы держ ана
колея
1435 мм,
она
м ож ет
б ы ть
уверена
такж е и в том, что путь пригоден для
движ ения всех поездов такой колеи
независим о от их изготовителя.
Ф р агм ен тар н ы й
подход,
о б ы ч -
ны й для
процедур
получения допу-
ска
на
ж елезн ы х
дорогах,
ведет
к
м ногочисленны м
п овторен и ям
о д -
них
и
тех
же
проверок
и
процедур,
наприм ер, при
интеграции системы
радиосвязи GSM -R в системы сигна-
лизации одной и той же тяговой еди-
ницы
в
каж дой
стране,
где она
экс-
плуатируется,
или
при
оценке
тех-
23
предыдущая страница 24 Железные дороги мира 2011 03 читать онлайн следующая страница 26 Железные дороги мира 2011 03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст