СТРЕЛОЧНЫ Е ОБОГРЕВАТЕЛИ
Обогрев стрелочных переводов
на железных дорогах Германии
Для обеспечения бесперебойного движения поездов на же-
лезных дорогах Германии в зимних условиях приходится про-
водить многочисленные подготовительные мероприятия. В
частности, при снегопадах и морозе необходимо обогревать
движущиеся элементы стрелочных переводов, чтобы они были
свободны от снега и льда.
Стрелочный перевод является
важным элементом верхнего строе-
ния пути. Для обеспечения надеж-
ной работы движущиеся детали
стрелочного перевода смазывают.
В зимних условиях переход по-
движного состава с одного пути на
другой могут осложнить следующие
обстоятельства:
• снег,
блокирующий
рамный
рельс;
• примерзание остряка к рамно-
му рельсу;
•образование льда в замыкаю-
щем устройстве или на остряке;
• высокое трение на стрелочных
подушках.
Обогрев стрелочного перевода
должен обеспечивать свободный
проход подвижного состава при
снегопаде и образовании льда, но
не оказывать негативного влияния
на используемый смазочный мате-
риал, например не приводить к ис-
парению смазки в зоне остряка, что
возможно при излишне сильном
нагреве. Как правило, производит-
ся обогрев рамного рельса, пере-
водного механизма и подвижно-
го сердечника крестовины. На пе-
рекрестном стрелочном переводе,
кроме рамных рельсов, обогрева-
ются и остряки.
Способы обогрева
В первые годы существования
железных дорог стрелочные пере-
воды обогревали с помощью тлею-
щих углей, для которых в зоне стре-
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, №2
лок монтировали специальные ме-
таллические желоба. В настоящее
время для обогрева стрелок ис-
пользуют природный газ, пропан,
геотермическую энергию, но чаще
всего применяют электрообогрев.
Способ обогрева выбирают с уче-
том погодных условий и имеющего-
ся источника энергии. На железных
дорогах Германии (ЭВ) применяют
в основном электрический обогрев
стрелок. На сети общей протяжен-
ностью 33 780 км имеется 69 232
стрелочных перевода, в том числе
49478 оборудованных устройства-
ми обогрева. Около 90% из них ис-
пользуют для обогрева электро-
энергию. Процесс обогрева полно-
стью автоматизирован. При при-
менении других видов энергии
обогревом стрелок управляет стан-
ционный диспетчер.
Степень обогрева определяется
влажностью и температурой воз-
духа, а также интенсивностью сне-
гопада и обледенения. Устройство
обогрева включается при опреде-
ленной температуре рельсов. Для
оценки
интенсивности снегопа-
да используют соответствующие
датчики, устанавливаемые в непо-
средственной близости от пути, по
которому идет наибольшее число
поездов.
Датчики
температуры
рель-
сов располагают на базовом стре-
лочном переводе на расстоянии
50 мм от остряка. Базовым счита-
ется стрелочный перевод, который
находится в неблагоприятных кли-
матических условиях. Включение
обогрева при обычной для данно-
го участка влажности производится
при температуре рельсов 3 °С. Ес-
ли температура окружающей сре-
ды ниже О
°С, нагрев увеличивают.
При низкой наружной температу-
ре и отсутствии влажности (сухой
холод) предусмотрен дополнитель-
ный обогрев.
С помощью имеющихся в распо-
ряжении технических средств дис-
танционного управления, например
систем радиосвязи (СБМ-И), пере-
дачи команд и сигналов (МАБ 90),
технического контроля рельсово-
го пути и аварийной сигнализации
(БЕ^ЕО-С), передаются соответ-
ствующие команды и сигналы о со-
стоянии устройств обогрева.
Электрообогрев стрелочных
переводов
Устройства электрообогрева
стрелок на электрифицирован-
ных линиях получают питание от
контактной сети переменного то-
ка напряжением 15 кВ и частотой
16,7 Гц и/или от системы электро-
снабжения с частотой 50 Гц. Для
обогрева входного стрелочного
перевода требуется мощность от
5 (в кривой небольшого радиу-
са) до 50 кВт (на высокоскорост-
ных линиях). Ток подводится к
нагревателю, выполненному в ви-
де стержня, от которого тепло пе-
редается на элементы стрелочно-
го перевода с помощью излучения
и частично конвекции. Номиналь-
ное напряжение, при котором до-
стигается требуемая температу-
ра нагрева, должно быть не менее
230 В. Если необходим более силь-
ный нагрев, применяют стержни,
рассчитанные на напряжение 460
75