БЕЗБАЛЛАСТНЫ Й ПУТЬ
Безбалластный путь
на бетонном основании
После 50 лет работ по совершенствованию современные кон-
струкции безбалластного пути на бетонном основании стали
приемлемыми для многих областей применения. Обеспечи-
вая отличные ходовые качества и низкие расходы на текущее
содержание, такой путь становится стандартным для многих
новых линий.
Предпосылки и история
применения
За последние 20 лет достиг-
нут большой прогресс в развитии
безбалластного (на плитном или
сплошном бетонном основании) пу-
ти для линий магистральных желез-
ных дорог. Такие конструкции все
чаще принимаются в качестве ба-
зовых для верхнего строения пути
в новых проектах. Это не в послед-
нюю очередь обусловлено очеред-
ным витком роста расходов на теку-
щее содержание балластного пути.
Применение пути на бетонном
основании целесообразно на тех
железнодорожных линиях, осо-
бенно высокоскоростных и город-
ского рельсового транспорта, трасса
которых по большей части прохо-
дит на искусственных сооружени-
ях (эстакадах, мостах или в тонне-
лях). При наличии безбалластного
пути, способного соответствовать
почти всем мыслимым условиям и
требованиям, в том числе относи-
тельно осадки, нет смысла исполь-
зовать балластный путь как основ-
ной по умолчанию.
Основными причинами, препят-
ствующими более широкому приме-
нению пути на сплошном бетонном
основании, являются относитель-
но высокие капитальные вложения
на его укладку, а также недостаток
сравнительных данных о эксплуа-
тационной готовности и соотноше-
нии затрат и выгод от применения
разных типов такого пути.
Пока замена существующего
балластного пути на безбалласт-
ный оправданна в редких случаях,
однако применение последнего на
новых линиях настоятельно реко-
мендуется в силу многочисленных
преимуществ: стабильность геомет-
рических характеристик пути в пла-
не, сохранение фиксированного га-
барита искусственных сооружений
и посадочных платформ, а также га-
рантии постоянной жесткости путе-
вой структуры, что позволяет обес-
печить хорошие ходовые качества и
фактически свести к минимуму по-
требность в текущем содержании.
Появлению безбалластного пу-
ти на бетонном основании предше-
ствовали многолетние разработки.
В начале 1960-х годов Британский
научно-исследовательский инсти-
тут железнодорожного транспор-
та разработал путь типа РАСТ на
сплошном бетонном основании.
Укладка такого пути осуществля-
ется следующим образом. Цемент-
ный раствор заливается движущей-
ся укладочной машиной методом
скользящей опалубки с образовани-
ем железобетонной плиты в рамках
жестких допусков. В свежий бетон
вставляются вкладыши для уста-
новки упругих рельсовых скреп-
лений типа Pandrol с пружинными
клеммами e-clip, между рельсами
и бетонной плитой помещается не-
прерывная упругая прокладка тол-
щиной 10 мм. Впервые путь был ис-
пытан на экспериментальном поли-
гоне вблизи станции Радклиф-он-
Трент. Первый участок пути РАСТ
на действующей линии уложили в
двухтрубном тоннеле длиной 200 м
под улицей Эглинтон-стрит в Глазго
в 1973 г., его применение было об-
условлено необходимостью соблю-
дения достаточной высоты над пу-
тем для монтажа в тоннеле контакт-
ной сети переменного тока 25 кВ,
50 Гц. В 1987 г. путь РАСТ был уло-
жен в тоннелях линии Rogers Pass в
Канаде, проходящей в горной мест-
ности. До настоящего времени это
единственный пример использова-
ния безбалластного пути на линии
с тяжеловесным движением.
В 1966 г. в тоннеле Bozberg, рас-
положенном на магистральной ли-
нии Базель —
Бругг (Швейцария),
был уложен путь на сдвоенных бло-
ках с поперечной стальной связью,
конструкция которого разработа-
на Р. Сонвилем (R. Sonneville). То-
гда же появилась концепция пути из
блоков разного размера под стре-
лочные переводы. Первая такая си-
стема уложена в тоннеле Heitersberg
в начале 1970-х годов.
В начале 1980-х годов Р. Сон-
виль переехал в США, где видоиз-
Рис. 1. Путь типа LVT
68
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, №2
предыдущая страница 69 Железные дороги мира 2011 02 читать онлайн следующая страница 71 Железные дороги мира 2011 02 читать онлайн Домой Выключить/включить текст