ВОКЗАЛЫ
зала каждого поезда. Следователь-
но, на коммерческую деятельность
(плата за аренду площадей, разме-
щение рекламы, поступления от ав-
томобильных парковок и т. п.) при-
ходится порядка 30% оборота. При
этом деятельность вокзалов сред-
них размеров в рамках националь-
ной системы контрактов с государ-
ственными и региональными орга-
нами характеризуется относитель-
но невысокой рентабельностью.
Общий
годовой
оборот вок-
зального хозяйства железных до-
рог Франции колеблется в пределах
от 1,1 млрд до 1,2 млрд евро, из ко-
торых две трети приходится на экс-
плуатационные расходы (примерно
700 млн евро). Остальные средства,
в том числе поступающие в виде суб-
сидий, позволяют реализовывать
крупные капиталоемкие проекты
по модернизации вокзалов, а также
выполнять работы по приведению
вокзалов в соответствие с новыми
требованиями (например, в отно-
шении доступности для пассажиров
всех категорий). В настоящее вре-
мя средства на каждую из этих ста-
тей затрат делятся примерно поров-
ну, но поставлена цель в ближайшем
будущем увеличить долю затрат на
крупные проекты до 65%. Финанси-
рование реконструкции вокзалов ча-
стично осуществляется также за счет
временных дополнительных мест-
ных налогов, автоматически вклю-
чаемых в стоимость билетов; допол-
нительные налоги, которые служи-
ли источниками финансирования
крупных проектов 1980-1990-х го-
дов, касавшихся нескольких важ-
нейших вокзалов, в последнее вре-
мя значимой роли не играют.
По мнению руководства агент-
ства, такая экономическая модель
справедлива и прозрачна. Каждый
год ставки за аренду вокзальных
площадей пересчитываются в зави-
симости от меняющихся условий.
А проведенные сравнительные ис-
следования показали, что железные
дороги Нидерландов и Швейцарии
поступают подобным же образом.
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, №2
Рис. 12. Проект реконструкции вокзала в Монпелье (источник: Agence Gares et Connexions)
Готовность к конкуренции
Вопросом последнего времени, в
определенной степени оправдываю-
щим создание Агентства по вокзалам
и пересадочным узлам как наиболее
независимой организации в структу-
ре SNCF, является обеспечение без-
дискриминационного допуска на
вокзалы железных дорог Франции
любых компаний-операторов, в том
числе конкурирующих с SNCF.
В настоящий момент перспек-
тивы еще остаются довольно не-
ясными. Теоретически сеть желез-
ных дорог открыта для свободной
конкуренции с 13 декабря 2009 г.,
однако единственный деклариро-
ванный на сегодняшний день кон-
курент —
итальянская компания-
оператор Trenitalia заказала с 12
июня 2010 г. нитку для единствен-
ного маршрута (туда и обратно)
Париж —
Милан через обход Лио-
на с остановками в Шамбери и
Модане.
В ходе подготовки к появлению
новых клиентов агентство опреде-
лило минимальный набор услуг,
которые должны получать все ком-
пании-операторы на одинаковых
условиях: выделение в их распоря-
жение вокзальных помещений для
обслуживания пассажиров (билет-
ные кассы, залы ожидания), обес-
печение безопасности, предоставле-
ние пассажирам в реальном време-
ни информации о местонахождении
интересующих их поездов и путях
прохода к ним. Еще до прихода но-
вых компаний-операторов агент-
ство в качестве первого шага выпол-
нило ряд мероприятий по улучше-
нию работы крупнейшего вокзала
Париж-Северный, который обслу-
живает сообщения пяти видов (Eu-
rostar, Thalys, TGV, TER/Intercités,
RER/Transilien), не считая метро-
политена и автобусов. Несмотря на
то что SNCF тем или иным обра-
зом участвует в эксплуатации этих
сообщений, все взаимоотношения
с пользователями осуществляют-
ся на договорной основе, и пасса-
жирам каждого сообщения предо-
ставляются отдельные помещения.
Возникающие случайные конфлик-
ты будет разрешать Агентство по ре-
гулированию деятельности желез-
ных дорог (Agence de Régulation des
Activités Ferroviaires), когда оно на-
чнет функционировать.
Предупреждая
возможные
запросы,
агентство
размести-
ло в Интернете собственный сайт
www.gares-connexions.com. На сай-
те любой желающий может ознако-
миться с уже реализуемыми и пер-
спективными проектами. Потенци-
альные клиенты найдут справоч-
ную документацию, уточняющую
условия пользования вокзалами
и тарифные ставки. Для пассажи-
ров имеется информация в реаль-
ном времени о прибытии и отправ-
лении поездов по 180 вокзалам (в
скором времени число таких вокза-
лов будет доведено до 400.
J.-F. Dancre. Le Rail
, 2010,
№ 165, р. 35-39;
материалы SNCF
(www.sncf.com)
и Агентства по
вокзалам и пересадочным узлам
(www.gares-connexions.com).
63
предыдущая страница 64 Железные дороги мира 2011 02 читать онлайн следующая страница 66 Железные дороги мира 2011 02 читать онлайн Домой Выключить/включить текст