ПУЛ ЬТ М АШ И Н И СТА
машиниста. На основе получен-
ных данных можно было устано-
вить. смотрел машинист или нет на
все контрольные приборы в местах,
выбранных для их установки, и на-
зг олько быстро он реагирует на из-
менения показаний дисплеев. Со-
шхтавление полученных данных с
объективными мнениями маши-
и 1стов. отраженными в ответах на
ввросные листы, позволило опре-
лелггь алгоритм действий маши-
встов и получить данные об эф-
фятивности размещения и удоб-
стве использования важнейших
«сгронств управления и дисплеев.
Результаты испытаний
шт
Э£>—13я оценка
В
целом машинисты весьма по-
жпжхтельно оценили пульт управ-
явяяя
Е1ЮОр1и5. Особо отмечалось
жвчное цветовое решение поверх-
ности пульта —
голубой «металлик»,
■второе позволило уменьшить не-
желательные бликующие отраже-
н а . Конструкция солнцезащитного
■взырька в сочетании с использо-
е н ы м
цветом рабочей поверхно-
пульта позволила снизить веро-
явостъ возникновения раздражаю-
ш
бликов. Субъективное восприя-
ш машинистами данного решения
■жшостью совпадает с данными, по-
леченными при объективном обсле-
ловании кабины и в последующих
расчетах контрастности.
Участвовавшие в испытаниях
■авшнисты отметили также повы-
вш ие комфортности рабочего ме-
ста за счет выбранной конфигура-
в н пульта, примененных кнопоч-
но-клавишных устройств управле-
шшя.
выключателей, дисплеев и, как
«же отмечалось, цветового решения.
Расположение приборов
Одной из задач при создании
■аьта Е1ЮОр1и$ было уменьшение
■вличества контрольных и управ-
лвоших устройств, выведенных на
пульт. Те устройства, обойтись без
которых невозможно, сгруппиро-
ваны с учетом последовательности
действий или функциональности,
благодаря чему можно обращать-
ся с ними в значительной степени
интуитивно, что должно упростить
управление.
В целом машинисты положи-
тельно оценили компоновку и эр-
гономические
характеристики
устройств управления, размещен-
ных на пульте. Они отметили так-
же, что поставленная разработчи-
ками цель повышения роли фак-
тора интуиции была достигнута,
что подтверждено данными о дви-
жении зрачков глаз машинистов в
процессе испытаний. В различных
ситуациях взгляд машиниста не за-
держивался на пульте управления
дольше, чем это наблюдалось ра-
нее при работе в известных каби-
нах локомотивов.
Несмотря на положительную в
целом оценку нового пульта управ-
ления, машинистами был выска-
зан ряд предложений по его со-
вершенствованию, касающихся, в
частности, доступности некоторых
устройств. По их мнению, необхо-
димо изменить расположение ча-
сти групп приборов с тем, чтобы
другие приборы не усложняли до-
ступ к ним.
Некоторые разногласия вызвал
вопрос о расположении кнопоч-
ных устройств относительно по-
верхности пульта управления: в од-
ном уровне с поверхностью или не-
сколько выше нее. По мнению ма-
шинистов, предпочтительно, чтобы
кнопки располагались вровень с по-
верхностью пульта, по крайней мере
в его центральной части, поскольку
в этом случае машинист более чет-
ко ощущает то, что он действитель-
но выполнил требуемое действие.
Однако в периферийных зонах, вне
поля видимости, предпочтитель-
но некоторое возвышение кнопок
и клавиш над поверхностью пульта,
поскольку в таком случае их легче
привести в действие на ощупь.
Д исплеи
В связи с тем что выполнение
многих функций управления поез-
дом обеспечивается компьютера-
ми с соответствующим программ-
ным обеспечением, одним из пред-
метов исследования стала реакция
машинистов на экранный интер-
фейс новых дисплеев, которые ис-
пользуются как для контроля, так
и для взаимодействия. Участво-
вавшие в испытаниях машинисты
в основном одобрили распределе-
ние информации между четырьмя
дисплеями, принятое цветовое ре-
шение и базовую структуру. Боль-
шинство машинистов высказались
негативно лишь по поводу формы
представления электронного гра-
фика движения, который, по их
мнению, неудачно структурирован.
Некоторые машинисты критически
отозвались об использованном про-
граммном обеспечении, отмечая в
отдельных случаях слишком мел-
кий шрифт при выводе информа-
ции на дисплей, а также избыточ-
ность информации по некоторым
аспектам.
Многократное повторение опре-
деленных ситуаций, предусмотрен-
ное программой испытаний, позво-
лило не только проанализировать
важность и целесообразность ото-
бражения на дисплеях той или иной
информации, но и оценить роль ин-
туиции в действиях машиниста, а
также изучить логику и последова-
тельность работы с дисплеями во
внештатных ситуациях. Были также
сделаны записи, характеризующие
параллельное или последователь-
ное взаимодействие с элементами
оборудования. В качестве примера
можно рассмотреть проследование
участка стыкования между разны-
ми системами электроснабжения. В
этом случае предусмотрена следую-
щая последовательность действий:
отключение главного выключате-
ля; опускание токоприемника; вы-
бор на дисплее подменю смены си-
стемы электроснабжения; выбор
в£_“ЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, №2
33
предыдущая страница 34 Железные дороги мира 2011 02 читать онлайн следующая страница 36 Железные дороги мира 2011 02 читать онлайн Домой Выключить/включить текст