ПУЛЬТ МАШ ИНИСТА
При этом машинист воздействует
на устройство контроля бдитель-
ности посредством педали.
Эксплуатационные испытания
В испытаниях пульта машини-
ста EUDDplus в центре испытаний
и сертификации компании Siemens
принимали участие в общей слож-
ности 17 машинистов из 10 стран
Европы —
Австрии, Бельгии, Че-
хии, Франции, Германии, Венгрии,
Италии, Нидерландов, Словении и
Швейцарии. Шестеро из них ранее
также участвовали в тренажерных
испытаниях, проводившихся в рам-
ках проекта MODTRAIN/EUCAB,
и их опыт был весьма полезен при
реализации нового проекта.
Сценарии проведения
испытаний
С целью максимального прибли-
жения условий испытаний пульта
EUDDplus к реальным были раз-
работаны шесть сценариев, соглас-
но которым машинистам приходи-
лось использовать дисплеи пульта в
различных ситуациях. Каждый ма-
шинист прошел предварительное
индивидуальное обучение на тре-
нажере. Затем были организованы
поездки в соответствии со сценари-
ем 0, что позволило участникам ис-
пытаний освоиться в кабине с но-
вым пультом управления, прове-
дя поезд по большому испытатель-
ному кольцу без записи данных.
Собственно испытания начались с
оценки поведения машинистов за
пультом управления в нормальных
эксплуатационных условиях при
скорости движения до 120 км/ч при
дневном свете (сценарий 1) и в тем-
ное время суток (сценарий 2). При
этом воспроизводились различные
ситуации, например приближение к
неисправному светофору, движение
по обесточенному участку, просле-
дование границ применения разных
систем электроснабжения и управ-
ления движением, в частности си-
стемы ETCS уровня 1 и уровня 0.
От машинистов требовалось про-
ведение процедур подготовки к по-
ездке —
опробование тормозов, ав-
томатической системы контроля
бдительности машиниста, системы
ETCS, а также ввод данных о поез-
де. Сценарии 3 и 4 предусматривали
имитацию некоторых происшест-
вий, в частности отказ компрессора
и применение экстренного тормо-
жения. Эти ситуации воспроизво-
дились в поездках по малому испы-
тательному кольцу (Т2) при макси-
мальной допустимой скорости дви-
жения 85 км/ч.
Данный этап испытаний завер-
шался сценарием 5, предусматри-
вавшим тестирование вспомога-
тельного, или вторичного, пульта
управления при маневровых опе-
рациях на специальном участке пу-
ти (Т5) с уклонами до 40%о. Про-
ведение испытаний не на реаль-
но эксплуатируемых участках, а в
испытательном центре позволило
воспроизвести все запланирован-
ные ситуации в одном месте и обес-
печить благоприятные условия для
сопоставления результатов.
Организация испытательных
поездок
Для воспроизведения реальных
ситуаций, которые могут возник-
нуть во время движения, и провер-
ки параметров работы тормозного
крана на обычных позициях его ру-
коятки, в том числе при достаточно
протяженной тормозной магистра-
ли, испытания проводились с гру-
Рис. 3. Испытательный светофор
зовым поездом на испытательном
кольце Т1. Поезд состоял из элек-
тровоза Prima II и девяти порож-
них вагонов типа Sgns для перевоз-
ки контейнеров, рассчитанных на
скорость до 120 км/ч. Длина поез-
да составляла 197 м, общая масса —
269т, коэффициент тормозного на-
жатия —103%.
На испытательном кольце бы-
ли установлены шесть светофоров
на светодиодах. Места их установ-
ки были фиксированными, однако
имелась возможность изменения их
показаний. Это позволяло воспро-
изводить работу как входного, так
и проходных светофоров, а также
указывать места постоянных огра-
ничений скорости, расположения
нейтральных вставок контактной
сети и границы применения раз-
личных систем электроснабжения
и автоблокировки (рис. 3). Таким
образом, при многократном просле-
довании по испытательному коль-
цу длиной 6 км имелась возмож-
ность имитации прохождения по-
ездом маршрутов протяженностью
50-60 км с различными условиями
на линии.
Методы испытаний
Машинисты должны были дать
оценку новому пульту управления
после каждой поездки. Для этого
использовались стандартные опрос-
ные листы, вопросы в основном ка-
сались эргономических особенно-
стей пульта и удобства пользова-
ния им. В частности, требовалось
оценить простоту распознавания,
доступность и удобство использо-
вания основных устройств управ-
ления, а также воспринимаемость,
четкость и понятность информации,
отображаемой на дисплеях.
Условия контрастности в кабине
машиниста исследовались с помо-
щью системы камер для измерения
освещенности. Во время испытаний
по сценариям 1 и 3 с помощью спе-
циальной мобильной камеры от-
слеживали движение зрачков глаз
32
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, №2
предыдущая страница 33 Железные дороги мира 2011 02 читать онлайн следующая страница 35 Железные дороги мира 2011 02 читать онлайн Домой Выключить/включить текст