ПУЛЬТ М АШ И Н И СТА
bardier и Skoda. Отдельные компо-
ненты поставили компании Deu-
ta-Werke, ЕАО Lumitas, W. Gess-
шапп. В реализации проекта участ-
вовали Чешские железные дороги
(CD), отделение технического об-
служивания подвижного состава
Государственных железных дорог
Венгрии (MAV-GEPESZET), Фе-
деральные железные дороги Авст-
рии (ОВВ) и ряд научно-исследо-
вательских организаций: Инсти-
тут социальной и трудовой гигие-
ны (Германия), Рабочая группа по
изучению человеческого фактора
Института исследований в области
управления Венского технологиче-
ского университета. Австрийское
федеральное агентство по техни-
ческим мерам (AustriaTech), Тех-
нический университет UPC (Барсе-
лона, Испания). Работы по проекту
в целом координировало агентство
TSB-FAV. МСЖД и Европейская
ассоциация производителей же-
лезнодорожной техники (UNIFE)
также входили в состав участников
консорциума, осуществлявшего
реализацию проекта, и внесли свой
вклад в установление последую-
щих контактов. Кроме того, пред-
ставители некоторых изготовите-
лей, железных дорог, организаций
в области стандартизации и атте-
стующих органов косвенно участ-
вовали в проекте через так назы-
ваемые платформы пользователей.
Принципы компоновки пульта
по проекту Е1Ю0р1из
Технические требования
Основой для разработки пульта
машиниста по проекту Е1ЮОр1и5
(рис. 1) послужила Памятка 612-0
МСЖД, в которой установлены тре-
бования к интерфейсу «человек —
машина» для электро- и дизель-по-
ездов, электровозов, тепловозов
и прицепных вагонов с постами
управления и, в частности, опреде-
лены функциональные и системные
требования к кабине машиниста.
Для
проведения
испытаний
опытный образец пульта управле-
ния был установлен на четырехси-
стемном универсальном электрово-
зе, предназначенном для вождения
грузовых и пассажирских поездов.
Дисплей поездной
радиосвязи
Автоматический
регулятор скорости
Дисплей
расписания
Кран
экстренной остановки
Дисплей управления
и ввода команд
Технико-диагностический
дисплей
А
Контроллер
машиниста
Клавиатура
Тормозной
кран
Рис. 1. Расположение оборудования на пульте машиниста, разработанном по проекту
Е1ШОр1и5
30
Оборудование и аппаратура
Определяющим фактором при
принятии решения о расположе-
нии компонентов пульта управле-
ния был характер их использова-
ния для ведения поезда. Приборы
управления расположены таким об-
разом, чтобы быть доступными для
людей с различным телосложением.
Другая задача заключалась в том,
что на пульте управления требова-
лось разместить более 25 устройств
и при этом необходимо было га-
рантировать, что ни одно из них
не будет задействовано ошибочно.
Еще одной трудностью стало раз-
мещение кнопочных и клавишных
устройств управления вблизи дис-
плеев таким образом, чтобы доступ
к любому из них не был затруднен.
Элементы,
предназначенные
для
выполнения
определенных
функций, сгруппированы в функ-
циональные модули и размеще-
ны на пульте последовательно, что
облегчает их поиск. Так, единый
функциональный модуль образу-
ют устройства управления дверьми,
автоматического управления дви-
жением поезда, изменения направ-
ления движения, управления то-
коприемником и главным выклю-
чателем. Компоновка устройств на
пульте управления согласована с
функциональными свойствами по-
движного состава: так, кнопка от-
крытия дверей, расположенных
слева, установлена левее, блокиров-
ки всех дверей —
в центре, открытия
правых дверей —
справа.
Различная форма и внешний
вид устройств управления отра-
жают различие выполняемых ими
функций. Внешний вид некото-
рых из них указывает на выполняе-
мые функции: например, устрой-
ство управления токоприемником
имеет форму, напоминающую его
верхнюю часть. Это упрощает рас-
познавание машинистом элементов
управления в стрессовых ситуациях.
Одним из вопросов, который
вызвал разногласия среди разра-
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, №2
предыдущая страница 31 Железные дороги мира 2011 02 читать онлайн следующая страница 33 Железные дороги мира 2011 02 читать онлайн Домой Выключить/включить текст