ЭН ЕРГЕТИ Ч ЕСКАЯ П О Л И ТИ КА
энергии дизельными двигателями
тепловозов и образования загряз-
нений в зависимости от условий их
работы. Поэтому была организова-
на разработка не существовавших
до того времени систем измерения
и анализа.
Следовало также вызвать обще-
национальный интерес к развитию
железнодорожного транспорта пу-
тем расчета его энергетического и
экологического баланса с учетом
изменений потребностей населе-
ния и экономики в транспортном
обслуживании. Этот анализ, кото-
рый призван показать достоинства
железных дорог, является, в частно-
сти, важной предпосылкой к расши-
рению масштабов высокоскорост-
ного движения, особенно со скоро-
стью свыше 360 км/ч. Так, доказано,
что решению задачи сниженияна
75 °о глобальных выбросов угле-
кислого газа отчасти способство-
*ал ввод в эксплуатацию на наибо-
лее загруженных маршрутах элек-
тропоездов TGV (пока со скоростью
до 360 км/ч), причем общее потреб-
ление энергии уменьшилось на 30%.
Наконец, необходимо показать
эффективность работы SNCF не
только в его перевозочной деятель-
ности, но в конкуренции между раз-
ными видами транспорта. Железно-
дорожная отрасль хорошо работа-
ет. когда сама развивается соглас-
но девизу «SNCF —
перспективные
ждеи» (а не только в расчете на ис-
пользование «чужих» перспектив-
ных идей, реализуемых, например,
компаниями —
изготовителями со-
именного подвижного состава) и
строит свою политику на основе ис-
следований и инноваций.
^ ч аги воздействия
Энергетическая программа со-
стоит из трех главных разделов:
иания, автомобильные пассажир-
ские перевозки, выполняемые ав-
тотранспортными средствами же-
лезных дорог (в основном, авто-
:усами), и собственно железнодо-
* ЕГЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, №2
рожные перевозки. В первых двух
сферах применяются рычаги воз-
действия, использующиеся
при
управлении недвижимостью и при
улучшении организации автомо-
бильных перевозок. Здесь к концу
2010 г. потребление энергии плани-
ровали сократить на 10%. В треть-
ей сфере мобилизуется применение
рычагов воздействия на всех участ-
ников перевозочного процесса на
железных дорогах, имея в виду гиб-
кий подход к находящимся в рас-
поряжении каждого оператора ин-
фраструктуре и подвижному соста-
ву. Здесь экономия энергии должна
составить 5%. В этой связи следу-
ет отметить свободный и широкий
обмен информацией между желез-
нодорожными сетями европейских
стран, однако каждая сеть в настоя-
щее время прокладывает свой путь
развития, наиболее подходящий
для нее.
В качестве иллюстрации приме-
нения рычагов воздействия в сфе-
ре зданий и сооружений можно
указать:
• стимулирование «энергетиче-
ски эффективного» образа жизни
тех, кто пользуется зданиями;
• поддержание в надлежащем со-
стоянии установок искусственного
климата и оптимальное регулиро-
вание их работы;
• перестройку зданий и обнов-
ление их оборудования в соответ-
ствии с ужесточающимися требо-
ваниями нормативных документов.
Что касается сферы автомобиль-
ных перевозок, то здесь потребле-
ние энергии автомобилями, хотя и
не столь значительное по сравне-
нию с потреблением поездами, не
менее чувствительно к рычагам воз-
действия, влияние которых весьма
ощутимо. Среди них:
•обучение водителей экономич-
ным режимам вождения;
• мероприятия по сокращению
дальности перевозок, в том числе
за счет рассредоточения парков;
• рационализация
маршрутов
перевозок;
• поощрение
использования
велосипедов.
В этих двух сферах эффектив-
ность программы зависит от пра-
вильного применения рычагов воз-
действия за счет совершенствова-
ния менеджмента.
В сфере железнодорожных пе-
ревозок рычаги воздействия дол-
жны быть направлены прежде все-
го на совершенствование следую-
щих объектов техники:
• стационарные системы электро-
снабжения, в которых рассеивает-
ся значительное количество энер-
гии (более 15% в системе постоян-
ного тока 1500 В и 3-4% в систе-
ме переменного тока 25 кВ, 50 Гц);
• подвижной состав, стратегия
закупок которого основывается
на полной стоимости жизненно-
го цикла, включая приобретение и
эксплуатацию (в том числе потреб-
ление энергии). В расчете на более
длительную перспективу дирек-
ция по исследованиям и инноваци-
ям SNCF работает над внедрени-
ем энергоэффективного вспомога-
тельного оборудования, например
устройств запуска и отключения
дизельных двигателей,
накопи-
телей энергии и др., улучшением
аэродинамики подвижного соста-
ва и облегчением его конструкций
и т. п.
Рычаги воздействия касаются
также и планирования перевозок
с учетом в первую очередь колеба-
ний стоимости электроэнергии на
тягу поездов в зависимости от се-
зона, времени суток и дней недели.
Эти колебания цен, как показано в
таблице, достигают 4 раз.
Разумеется, в разных областях
производственной деятельности
возможности экономии энергии
различны, однако их оценка при
разработке программы произво-
дится по-новому на основе углуб-
ленного изучения экономических
параметров.
Наконец, движение поездов как
таковое имеет в себе существенный
потенциал экономии:
27
предыдущая страница 28 Железные дороги мира 2011 02 читать онлайн следующая страница 30 Железные дороги мира 2011 02 читать онлайн Домой Выключить/включить текст