ГРУЗОВЫ Е ПЕРЕВОЗКИ
чем в Северной Америке, на мно-
гих линиях внедрение современ-
ных систем сигнализации обеспе-
чивает повышение пропускной спо-
собности, что создает базу для про-
ведения политики розничных услуг.
Однако складывается впечатление,
что реализовывать ее пока неко-
му, а все маркетинговые инициа-
тивы исходят, главным образом, от
грузоотправителей.
Фундаментом политики ЕС в гру-
зовых перевозках является свобод-
ный доступ к инфраструктуре же-
лезных дорог. Теоретически любая
организация, выполняющая требо-
вания эксплуатационные и по без-
опасности, может получить лицен-
зию на право пропуска своих поез-
дов на любой линии. Это побуждает
некоторые компании-изготовите-
ли и отдельных предпринимателей
к организации движения собствен-
ных поездов, обычно во взаимодей-
ствии с независимым оператором.
Немногие из крупных железных до-
рог приветствуют такой подход, по-
этому процесс открытия рынка идет
замедленно. Движение большей ча-
сти поездов открытого доступа огра-
ничено специфическими для данной
компании маршрутами, в частности
между подъездными путями. Такие
поезда не имеют доступа к сортиро-
вочным станциям. Однако положе-
ние может измениться, так как Ев-
ропейская комиссия планирует раз-
вить законодательную базу, что-
бы открыть более широкий доступ
к услугам, связанным с движением
поездов.
В США практика движения по-
ездов одной железнодорожной ком-
пании по линиям другой действу-
ет давно, но в большинстве случа-
16
ев железная дорога-гость, поль-
зующаяся таким правом, не может
собирать или распылять отправ-
ки на территориях, тяготеющих к
линиям железной дороги-хозяина.
Вместе с тем наблюдаются види-
мые признаки возможных измене-
ний такой практики.
Пространство
для совершенствования
Общее мнение безоговорочно
относит североамериканские грузо-
вые железные дороги к числу луч-
ших в мире, что, однако, не исклю-
чает возможностей для совершен-
ствования их работы. Они в числе
первых признали необходимость
активного использования техно-
логических преимуществ железно-
дорожного транспорта перед ав-
томобильным, включая такие, как
высокие осевые нагрузки, низкий
коэффициент тары и большая гру-
зовместимость, а также наличие об-
ширного перечня специализирован-
ных вагонов. Современные системы
управления поддерживают режимы
эффективного и беспрепятственно-
го продвижения грузов по линиям
сети, объединяющей более 500 не-
зависимых компаний. Эволюция
в направлении сочетания рознич-
ных и оптовых подходов в работе
дала возможность североамерикан-
ским железнодорожным компани-
ям завоевать значительную долю на
рынке грузовых перевозок на кон-
тиненте с высокоразвитой сетью ав-
томобильных дорог.
Но хотя доля железных дорог
США в общем грузообороте на-
земного транспорта равна 40%, на
них приходится только 21% объе-
ма грузовых перевозок. Для увели-
чения этой доли железным дорогам
придется концентрировать усилия
на привлечении отправок коротко-
пробежных и малого объема.
Некоторые объемы розничных
перевозок можно выполнять как
интермодальные, но для заметно-
го их роста необходима поддерж-
ка со стороны государства, особен-
но в части инвестиций в развитие
инфраструктуры, соответствую-
щее современным требованиям.
Компенсацией этих затрат может
стать потенциальная экономия на
внешних издержках, в частности
с точки зрения сокращения авто-
мобильного движения в населен-
ных зонах.
Однако подавляющее большинст-
во железных дорог в мире по-преж-
нему будет уступать 80% и более об-
щего объема грузовых перевозок
автомобильному транспорту, по-
ка радикально не изменит подход
к эксплуатационной деятельности
и маркетингу. Крупным железным
дорогам для привлечения дополни-
тельных отправок необходимо ре-
шительно пересмотреть стиль управ-
ления и функции бизнес-структур с
целью создания локальных служб
розничных продаж или наладить
взаимодействие с небольшими же-
лезными дорогами, ориентирован-
ными на предоставление индивиду-
ального сервиса, и в некоторых слу-
чаях давать таким компаниям воз-
можность выполнять фидерные
перевозки на своих магистральных
линиях.
D.
Bums. Railway G azette International,
2010, №9, p. 99-112;
материалы
железной дороги Canadian Pacific
(www8.cpr.ca).
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, №2
предыдущая страница 17 Железные дороги мира 2011 02 читать онлайн следующая страница 19 Железные дороги мира 2011 02 читать онлайн Домой Выключить/включить текст