ГР У ЗО В Ы Е П ЕР ЕВ О ЗК И
:-бслуживания на высоком уровне,
который железные дороги, ориен-
тированные на массовые перевозки,
обеспечить не могут. В секторе пе-
ревозок на расстояния менее 800 км
их потенциальный объем может
быть довольно значительным.
Традиционное для железных
дорог мышление привязывает до-
ходы к основному объемному по-
казателю —
грузообороту, умаляя
значение того факта, что источни-
ком доходов могут быть и допол-
нительные услуги, входящие в ло-
гистическую цепочку или произ-
водственный процесс. Примером
служит опыт компаний США, за-
нимающихся производством пласт-
масс. Гранулы разного вида и цве-
та выпускаются партиями по 1000 т.
Чтобы исключить риск загрязнения,
100-тонные грузовые вагоны-хоп-
перы используются как мобильные
склады (рис. 5), где продукция хра-
нится «до востребования» и затем
перевозится покупателям в этих же
вагонах. Обычно оборот такого ва-
гона равен 90 сут. Компании-изго-
товители, являющиеся владельца-
ми вагонов, не имеют другого вы-
бора, кроме как прибегать к услугам
железной дороги, что и отражается
на тарифах. Однако эти компании
объединились в ассоциацию, кото-
рая контролирует ситуацию, с тем
чтобы железные дороги не извлека-
ли из нее слишком большие выгоды.
Иными словами, для существен-
ного увеличения рыночной доли
железнодорожного транспорта не-
обходимо совершенствовать марке-
тинговые навыки и менять филосо-
фию менеджмента с ориентиром на
индивидуальный, т.е. розничный,
подход.
Чтобы получать дополнитель-
ные доходы от привлечения корот-
копробежных грузопотоков или от-
правок небольшого объема, необ-
ходимо максимально использовать
новейшие технологии и техниче-
ские средства, включая вагоны, по
грузоподъемности или вместимости
в 3-4 раза превосходящие грузовые
автомобили, специализированный
подвижной состав и ориентирован-
ные на пользователя графики дви-
жения поездов. Помимо того, же-
лезным дорогам важно войти в ка-
честве составляющей части в логи-
стические цепочки обслуживаемых
клиентов. В случае концентрации
внимания на своих технических и
экономических преимуществах, а
также на высоком уровне обслужи-
вания железнодорожный транспорт
во многих случаях может конкури-
ровать с автомобильным.
Региональная железная дорога
Arkansas & Missouri ежегодно до-
ставляет порядка 1 млн т речного
песка из одного пункта погрузки в
13 пунктов назначения на расстоя-
ния от 100 до 200 км. Эти перевоз-
ки прибыльны для компании. В них
используются специализированные
саморазгружающиеся вагоны-хоп-
перы, каждый из которых по грузо-
подъемности соответствует четы-
рем автомобилям. Для тяги поез-
дов применяется тепловоз старше
40 лет. Вместо того чтобы оставлять
вагоны для разгрузки силами грузо-
получателя, поездная бригада сра-
зу же по прибытии разгружает ваго-
ны самостоятельно, что повышает
производительность труда и эффек-
тивность использования подвижно-
го состава.
Ключевым моментом рознич-
ного маркетинга является деталь-
ное представление обо всех потен-
циальных грузоотправителях, тя-
готеющих ко всем линиям на об-
служиваемой территории. Интерес
с точки зрения провайдера транс-
портных услуг представляет все, что
подлежит перевозке, —
от сырья до
готовой продукции, а также соб-
ственно производственные процес-
сы, в поддержке которых железная
дорога может принимать участие.
Маркетинговая служба малой
железной дороги Indiana Rail Road
(IRR)
нашла карьер с запасами из-
вестняка с большим содержани-
ем кальция, идеально подходяще-
го для газоочистительных устано-
вок тепловых электростанций. В то
время ограниченные объемы этой
породы вывозили автомобильным
транспортом. IRR совместно с адми-
нистрацией карьера выявила потен-
циальных потребителей. Несмотря
на первоначально ограниченный
объем перевозок на расстояние до
104 км, компания вложила средства
в строительство подъездного пути
длиной 4,8 км до карьера. В резуль-
тате она получила дополнительный
объем перевозок в размере 0,5 млн т
с прогнозом его дальнейшего роста
до 1 млн т.
Эффективность розничного
подхода
В настоящее время розничный
подход лучшим образом проявляет-
ся в деятельности малых или регио-
нальных железнодорожных компа-
ний, которые в основном эксплуати-
руют линии длиной до 1000 км. На
таких линиях на подъезд к любой
станции требуется не более несколь-
ких часов. Небольшие железные до-
роги имеют невысокие накладные и
прямые расходы, меньшие ограниче-
ния по использованию рабочей силы
и активно используют старогодный
подвижной состав. Служащие обыч-
но готовы к ненормированному ра-
бочему дню, поскольку вкладыва-
ют личные инвестиции в компанию
и заинтересованы в ее успехе.
Рис. 5. Вагоны как мобильные склады
для гранулированных пластмасс
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, №2
13
предыдущая страница 14 Железные дороги мира 2011 02 читать онлайн следующая страница 16 Железные дороги мира 2011 02 читать онлайн Домой Выключить/включить текст