ГР У З О В Ы Е П Е Р ЕВ О З К И
Рис. 4. Накатка автомобильного полуприцепа на платформу по технологии Modalohr
континентах. В то же время при ис-
пользовании услуг сторонних авто-
мобильных компаний разброс весь-
ма велик: в США средняя дальность
перевозок равна 960 км, а в Европе,
где национальные границы все еще
остаются заметным препятствием,
только 160 км.
Принимая во внимание, что в
США средняя дальность перевоз-
ки по железной дороге составляет
порядка 1250 км, услуги сторонних
автотранспортных предприятий
практически напрямую конкуриру-
ют с услугами, оказываемыми же-
лезными дорогами, с точки зрения
расстояний. В этом секторе автомо-
бильные тарифы на 20-25% выше
железнодорожных, и это позволяет
судить, что железные дороги проиг-
рывают не по ценам, а потому, что
не могут предоставить качествен-
ное обслуживание на уровне, важ-
ном для отправителей грузов не-
больших объемов или требующих
выполнения специфических усло-
вий при перевозке.
Проблемы интермодальных
перевозок
Пока железные дороги относят-
ся к интермодальным перевозкам
так же, как к массовым, их эффек-
тивная реализация возможна толь-
ко применительно к сообщениям
с портами: в большинстве случаев
контейнеры с импортными или экс-
портными грузами накапливают-
ся на терминалах для отправления
маршрутными поездами. В этом
случае грузополучателей может
быть много, но всех их контролиру-
ет одна судоходная компания. Ана-
логично во внутренних сообщениях
железные дороги в вопросах обес-
печения достаточного числа отпра-
вок полагаются на автотранспорт-
ные или экспедиторские компании
и являются, таким образом, на ряде
направлений оптовыми продавца-
ми. Чем длиннее контейнерный по-
езд, тем меньше удельные затраты
и эффективнее используется про-
пускная способность, но такой под-
ход ничего не дает с точки зрения
привлекательности обслуживания
по сравнению с вариантом автомо-
бильной доставки, особенно для от-
правок небольшого объема.
Анализ данных по грузовым пе-
ревозкам показывает наличие зна-
чительного рынка перевозок на не-
большие расстояния. Однако ин-
термодальность
может
оказы-
вать только ограниченное влияние
на этот рынок в силу значитель-
ных дополнительных расходов, в
том числе на крановое оборудова-
ние, и затрат времени на доставку
контейнеров на железнодорожные
терминалы и вывоз их оттуда. Се-
вероамериканские железнодорож-
ные компании предпринимали по-
12
пытки в области смешанных авто-
мобильно-железнодорожных ко-
роткопробежных сообщений, но ни
одна из предлагаемых схем обслу-
живания не просуществовала доль-
ше нескольких лет.
Некоторые интермодальные от-
правки следуют в составе сборных
поездов, но это допустимо только
в случае отсутствия требований о
срочности доставки. В Европе на-
личествуют разнообразные корот-
копробежные интермодальные по-
токи, но при этом наблюдается тен-
денция субсидирования в той или
иной форме. Одним из немногих
коммерчески жизнеспособных при-
меров относительно короткопро-
бежных перевозок, не связанных
с обслуживанием морских портов
маршрутными поездами, является
упомянутый опыт Canadian Pacific.
Система Expressway работоспособ-
на, поскольку используются обыч-
ные автомобильные полуприцепы,
не нужны дорогие обменные кузо-
ва и краны, равно как и крупные ин-
вестиции в инфраструктуру. При-
менение перевозок грузовых авто-
поездов в сопровождении водите-
лей на железных дорогах Европы
ограничено недостаточными габа-
ритами по высоте, в результате по-
является такой сложный подвиж-
ной состав, как вагоны-платфор-
мы французской системы Modalohr
с поворотными грузовыми площад-
ками-рампами (рис. 4) или вагоны-
транспортеры на колесах малого
диаметра, используемые на транс-
альпийских направлениях. Однако
такие решения увеличивают расхо-
ды и снижают эксплуатационную
гибкость.
От оптового предложения
услуг к розничному
Существует значительный объ-
ем перевозок на дальние расстоя-
ния. которые можно было бы при-
влечь на железные дороги, одна-
ко в основном это отправления не-
большого объема или требующие
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, №2
предыдущая страница 13 Железные дороги мира 2011 02 читать онлайн следующая страница 15 Железные дороги мира 2011 02 читать онлайн Домой Выключить/включить текст