ЛУВРИКАЩИЯ РЕЛЬСОВ
Наружный рельс
Срез костыля
Ослабление
забивки костыля
Врезывание
подрельсовой подкладки
в тело шпалы
Подрельсовая
подкладка
Рис. 3. Силовое воздействие на наруж-
ный рельс кривой и его последствия
что смазывание рабочей грани го-
ловки рельса позволяет существен-
но снизить указанные напряжения.
Рассмотренные повреждения,
вызванные воздействием на рель-
сы значительных по величине по-
перечных сил, могут быть сущест-
венно меньше при смазывании по-
верхности катания головки рельса;
еще больший эффект может быть
достигнут при одновременном сма-
зывании рабочей грани.
Необходимым условием высо-
кой эффективности лубрикации
рельсов является применение спе-
циальных смазочных материалов
или модификаторов трения и тща-
тельно отработанной методики их
нанесения. Смазочный материал
должен снижать коэффициент тре-
ния для колес грузовых вагонов на
поверхности катания головки рель-
са до величины, равной примерно
0,3, при нанесении тонким слоем
(пленочное покрытие). При уве-
личении толщины слоя коэффици-
ент трения станет еще меньше. Из-
менение коэффициента трения за
счет толщины слоя смазки должно
быть плавным и контролируемым
с обязательным учетом времени го-
да и фактической погоды, посколь-
ку в Северной Америке возможны
сезонные колебания температуры
от -35 до +75 (на солнце) °С.
Для поверхности катания и ра-
бочей грани головки рельса нужно
разное количество смазочного ма-
териала. Во избежание непроизво-
дительных потерь и загрязнения
пути смазочный материал нужно
наносить только там, где это необ-
ходимо. Важно исключить попада-
ние смазки на колеса локомотивов
и контролировать подачу материа-
ла в зависимости от направления
движения, что особенно важно для
протяженных уклонов и мест вхо-
да в кривые. В идеальном варианте
смазывание поверхности катания и
рабочей грани головки рельса дол-
жно выполняться одним лубрика-
тором, расположенным в середи-
не кривой, что позволяет достичь
максимальной
протяженности
участка, охватываемого эффектом
смазывания.
Технология Сип/СИс1е
Компания Тгапе^у (г. Бенсен-
вилл, штат Иллинойс, США) раз-
работала интеллектуальную систе-
му лубрикации рельсов СштСНбе,
обеспечивающую автоматическую
подачу смазочного материала с по-
мощью напольных устройств од-
новременно на верхние и боковые
рабочие поверхности головки обо-
их рельсов при прохождении поез-
дом кривой. Система приводится в
действие по получении от датчи-
ка сигнала о приближении поезда.
Смазочный материал посредством
двусторонних форсунок подается
на рельсы в обоих направлениях и
распространяется колесами поез-
да на расстояние до 1,6 км от места
его подачи. Компьютерное управле-
ние системой СигуСНбе обеспечи-
вает начало подачи смазки только
после прохождения локомотива, с
тем чтобы она попадала лишь под
колеса вагонов. Электропитание си-
стемы возможно от источника пе-
ременного или постоянного тока, в
том числе от солнечных батарей.
За счет использования СигуСШе
расходы на смазочный материал
могут быть снижены на 75%, при
этом удельные затраты этого ма-
териала составят менее 1 цента на
один грузовой вагон. Одна комп-
лексная установка обеспечивает
лубрикацию рельсов на трех па-
раллельных путях. Система сохра-
няет работоспособность при низких
температурах окружающего возду-
ха (до -40 °С) и не требует приме-
нения защитных матов на путях
благодаря тщательно дозированно-
му нанесению смазочного материа-
ла. Установка элементов оборудо-
вания СштСНбе не требует сверле-
ния рельсов, а его производитель-
ность можно регулировать с учетом
направления движения.
Применение современных тех-
нологий лубрикации рельсов по-
зволяет достичь одновременно не-
скольких целей и обеспечивает по-
вышение эффективности работы по
обслуживанию и ремонту пути. Со-
ответствующее оборудование впол-
не доступно для внедрения на ма-
гистральных линиях. При этом
дальнейшее использование обору-
дования для лубрикации только бо-
ковых граней головок рельсов ста-
новится нецелесообразным.
S. Kumar. Railway Track & Structures,
2009, №5, p. 35-38;
материалы компа-
нии Tranergy
(www.tranergy.com).
68
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, № 1
предыдущая страница 66 Железные дороги мира 2011 01 читать онлайн следующая страница 68 Железные дороги мира 2011 01 читать онлайн Домой Выключить/включить текст