is
w
b p
mm, ik
ц
ш т
р е
я я
с •» в
Эффективность
лубрикации рельсов
Смазывание рабочих поверхностей головки
рельса в последние
годы приобрело широкое распространение в
эксплуатационной
практике железных дорог. Эффективные технологии
лубрика-
ции рельсов позволяют улучшить взаимодействие
и уменьшить
износ в системе колесо— рельс, повысить
безопасность и со-
кратить расходы на содержание пути и подвижного
состава.
В течение почти 100 лет счита-
лось, что для обеспечения опти-
мального взаимодействия колес с
рельсами рабочие поверхности го-
ловки рельса должны поддержи-
ваться в чистом и сухом состоянии,
что позволяет реализовать необхо-
димое для процессов тяги и тормо-
жения сцепление. Однако при этом
в кривых наблюдается интенсив-
ный износ этих поверхностей.
В кривой имеющий возвышение
наружный рельс подвержен интен-
сивному износу в зоне сопряжения
боковой грани и поверхности ката-
ния головки, а расположенный ни-
же внутренний рельс —
значитель-
ному уплощению головки и волно-
образному износу. В прямых при
отсутствии смазки на рельсах при-
ходится прибегать к ограничению
максимально допустимой скорости
вследствие поперечной динамиче-
ской неустойчивости
подвижного
состава, обусловливающей
возник-
новение виляния.
В
середине
XX в. смазывание
начали применять
в области рабо-
чей
выкружки
головки рельса.
Эго
ПОЗВОЛИЛО СНИЗИТЬ 5ШТеБШВНОСТЬ
износа ра!:-тп
~
- -
-
го рельса в кривых, во не ра нило
проблемы уплощал** ■ волнооб-
разного
и з н : : з г
е
ен т р е н и е -
го рельса
мых. Более т:г
шить негативное воздействие на
путь вследствие зиачиельных по
величине попере"шык сил, возни-
кающих при
КО-
железн^ ет:-:т'
•1
-- —
::** v 1
лес с рельсами. Поэтому расхо-
ды по замене изношенных рель-
сов и текущему содержанию пу-
ти по-прежнему оставались весьма
существенными.
В условиях роста осевых нагру-
зок и длины грузовых поездов про-
блемы износа и пластической де-
формации рельсов усугубляются
в еще большей степени. Правиль-
ное определение области нанесе-
ния и дозирования смазки для ра-
бочих поверхностей головки рельса
позволяет оптимизировать взаимо-
действие колес с рельсами и сни-
зить остроту* указанных проблем, не
ухудшая при этом показатели сцеп-
ления для локомотивов.
Эффективная технология сма-
зывания головки рельса позволя-
ет существенно улучшить взаимо-
действие рельсов с колесами, по-
высить безопасность перевозочного
процесса, сократить эксплуатаци-
онные расходы и, соответственно,
: беспечить рентабельность желез-
ных дорог.
Исследования и испытания
Концепция смазывания рабочих
поверхностей головки рельса была
сформулирована в 1987-1988 гг.
в лаборатории железнодорожных
технологий Иллинойсского тех-
нологического института (Чика-
го, США). В начале 1990-х годов
специалисты института разработа-
ли компьютерную модель и про-
вели анализ затрат энергии и из-
носа рельсов при движении поез-
да в прямых и в различных усло-
виях
взаимодействия
колес
с
рельсами в области поверхности
катания и рабочей грани головки
рельса. Полученные в результате
исследований данные были обна-
родованы в 1995 г. на Объединен-
ной конференции по исследовани-
ям в области железнодорожного
транспорта Американского обще-
ства инженеров-механиков (Amer-
ican Society of Mechanical Engineers,
ASME) и Института инженеров по
электротехнике и электронике (In-
stitute of Electrical & Electronic Engi-
neers, IEEE).
Исследования показали, в част-
ности, что в прямых при смазыва-
нии рабочих поверхностей головки
рельса за счет уменьшения величи-
ны коэффициента трения с 0,5 (при
сухой поверхности) до 0,3 возмож-
но существенное снижение расхода
энергии на тягу и износа элементов
подвижного состава и пути. В кри-
вых потенциальный эффект может
быть еще более значительным.
В связи с этим потребовалось
создание специальных смазочных
материалов или модификаторов
трения, применение которых по-
зволило бы снизить величину коэф-
фициента трения примерно до 0,3
и было безопасно для окружающей
среды. В 1990 г. к разработке тако-
го смазочного материала подклю-
чилось исследовательское подраз-
деление компании Texaco, и в 1993 г.
железная дорога Norfolk South-
ern (NS) впервые провела испыта-
ния технологии смазывания рабо-
чих поверхностей головки рельса в
реальных эксплуатационных усло-
виях. Уже в течение первого года
были получены результаты, под-
твердившие правильность предло-
женной концепции, однако потре-
бовалось еще несколько лет для
разработки и совершенствования
смазочного оборудования и систем
управления процессом.
В 1996-1997 гг. министерство
энергетики США совместно с Фе-
65
предыдущая страница 63 Железные дороги мира 2011 01 читать онлайн следующая страница 65 Железные дороги мира 2011 01 читать онлайн Домой Выключить/включить текст