1С.ОЛЕСИЫЕ П Л Р Ы
• стенд имеет простую конструк-
цию и отличается низким потреб-
лением энергии;
• при вращении несбалансирован-
ной массы, вызывающем изгиб ис-
пытуемого образца, нагружаются
все его поперечные сечения.
Система требует обязательной
статической и динамической калиб-
ровки до начала испытаний, потому
что при работе в резонансном диа-
пазоне возможны некоторые откло-
нения параметров. В ходе испыта-
ний следует учитывать типичную
картину распределения момента
при двухточечном изгибе оси ко-
лесной пары с максимумом в месте
закрепления и линейным снижени-
ем по длине до нуля в точке прило-
жения силы.
Вращательно-изгибный
испытательный стенд
На заводе по производству ко-
лесных пар в Ильзенбурге уже в те-
чение многих лет проводятся ис-
следования колес и осей колесных
пар на усталостную прочность. Ос-
новным инструментом этих иссле-
дований служит вращательно-из-
гибный стенд, на котором испыты-
вают все виды выпускаемых заво-
дом цельнокатаных колес и осей
колесных пар. Система управле-
ния и регулирования резонансного
испытательного стенда выполнена
компанией БтсоТес в Клаусталь-
Целлерфельде в рамках исследова-
тельского проекта, реализованно-
го для железных дорог Германии
(БВ). Эти системы отвечают со-
временным требованиям к обору-
дованию для подобных испытаний.
Стенд может быть классифициро-
ван как относительно небольшая
испытательная установка, однако
благодаря целенаправленным ме-
рам по приведению системы мас-
са —
пружина в соответствие с пла-
нировавшейся номенклатурой де-
талей, подлежащих испытаниям,
все стоящие перед ним испыта-
тельные задачи успешно решают-
ся. Этот стенд имеет следующие
особенности:
• масса подрессоренного фунда-
мента относительно невелика и со-
ставляет 25 т;
• диаметры круга катания испы-
тываемых колес лежат в диапазоне
от 500 до 1250 мм;
• длина испытываемых осей колес-
ных пар составляет 1200-2300 мм;
• частота приложения нагрузки
при испытаниях —
15-25 Гц;
• для регулирования и управле-
ния испытательным стендом ис-
пользуется система, разработанная
компанией БтсоТес;
• измерение напряжений в до-
полнительных точках осуществля-
ется посредством тензометрических
датчиков;
• испытания проводятся в од-
ноступенчатом режиме повыше-
ния нагрузки, однако в перспек-
тиве
возможно
использование
блок-программ.
В зависимости от постановки за-
дачи после каждого цикла нагруже-
ния и по окончании испытаний по-
ступающие детали проверяют на от-
сутствие трещин.
Испытательный стенд на заводе в
Ильзенбурге в соответствии со стан-
дартом ЕЫ 150/1ЕС 17025 сертифи-
цирован и аккредитован как само-
стоятельный испытательный центр.
Это означает, что данный испыта-
тельный центр отвечает всем про-
фессиональным, техническим и ка-
чественным требованиям, которые
могут предъявляться к средствам ис-
пытаний на усталостную прочность
деталей, важных с точки зрения без-
опасности. Центр имеет право не
только испытывать продукцию сво-
его завода, но и выполнять профиль-
ные заказы сторонних предприятий.
Исследования, связанные
с реализацией научных
проектов
Важной областью задач, решае-
мых с помощью испытательного
стенда, является определение ус-
талостной прочности в рамках ат-
тестации продукции поставщиков.
Речь идет о колесах и осях колес-
ных пар, которые изготавливают-
ся из материалов, поставляемых
разными металлургическими ком-
паниями. Наряду с такими внут-
ренними исследованиями предпо-
лагается в дальнейшем проводить
совместные работы по общим про-
ектам с другими поставщиками ко-
лесных пар, а также с БВ и другими
компаниями-перевозчиками.
В рамках проекта министер-
ства образования и исследований
(ВМВЕ) «Надежные и экономич-
ные конструкции ходовой части
железнодорожного подвижного
состава» проводились фундамен-
тальные исследования в отноше-
нии усталостной прочности раз-
личных конструкционных мате-
риалов. Особое внимание при этом
было уделено зонам сопряжения
закруглений (например, галтель
заподступичной части) и подсту-
пичной части оси. Это исследова-
ние потребовалось для подтвер-
ждения значений параметров, ко-
торые были получены из разных
источников. Анализ этих данных
показал, что они частично не сов-
падают с ожидавшимися, что ста-
ло причиной активного обсужде-
ния их специалистами.
В следующем проекте «Надеж-
ная и экономичная эксплуатация
ходовой части железнодорожного
подвижного состава» проводилось
исследование полнотелых илтдых
осей колесных пар из стали марки
А4Т. Удалось установить, что на^
личие сквозного отверстия снижает
усталостную прочность оси колес-
ной пары. В принципе подтверди-
лись заложенные в расчетные мето-
дики пониженные допустимые на-
пряжения для пустотелых осей ко-
лесных пар. В каждом из опытов на
стенд устанавливали половину оси с
напрессованным колесом и прикла-
дывали нагрузку к свободному кон-
цу полуоси. В ходе дополнитель-
ных исследований в рамках данно-
52
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, № 1
предыдущая страница 50 Железные дороги мира 2011 01 читать онлайн следующая страница 52 Железные дороги мира 2011 01 читать онлайн Домой Выключить/включить текст