КОЛЕСА
для трамвая осевую нагрузку Ю ти
диаметр новых колес 600 мм. Кон-
струкция нового колеса типа Во 01,
отвечающего указанным условиям,
показана на рис. 6 справа.
Резиновая амортизация в таком
колесе обеспечивается двумя иду-
щими по окружности и предвари-
тельно запрессованными резиновы-
ми кольцами с завулканизированны-
ми в них стальными пластинами, ко-
торые контактируют с центральным
фланцем бандажа, корпусом колесно-
го центра и специальным фиксирую-
щим кольцом. Последнее соединено с
корпусом колесного центра болтами
с фиксированной затяжкой, которая
в поперечном направлении ограни-
чена дистанционными втулками. Для
их пропуска предусмотрены отвер-
стия в резиновых элементах и сталь-
ных фланцах. Такое конструктив-
ное решение позволяет не нагружать
болты изгибающим моментом при
взаимодействии колеса с рельсом.
Позднее возникла потребность в
увеличении осевой нагрузки до 13 т
при сохранении диаметра круга ка-
тания колес. Чтобы срок службы ре-
зиновой амортизации соответство-
вал сроку службы колесных банда-
жей, пришлось увеличить размеры
резиновых элементов по сравнению
с примененными в колесах Во 01.
Для решения поставленной зада-
чи пришлось пойти на модифика-
цию резиновых элементов. На осно-
ве рассмотрения показателей уста-
лостной прочности удалось устано-
вить, что обеспечить необходимый
дополнительный объем резинового
элемента можно только при отказе
от отверстий в резине под элементы
крепления и дополнительных изме-
нениях в конструкции. В результа-
те новой разработки было создано
колесо типа ЬоИа (см. рис. 6, слева)
с двумя резиновыми кольцами, от-
личительной особенностью которо-
го является связь между колесным
центром и фиксирующим фланцем,
выполненная по аналогии с колеса-
ми Во 84 и Во 06, имеющими по од-
ному амортизирующему кольцу.
В новом колесе фиксация удер-
живающего фланца осуществляется
напрямую через коническое прессо-
вое соединение специальной фор-
мы с корпусом колесного центра.
Радиальная упругая жесткость
колес типа Во 01 и ЬоЛа лежит в
пределах от 15 до 30 кН/мм. Важ-
ной особенностью их является об-
условленная новой конструкцией
улучшенная способность гашения
частот собственных колебаний ко-
леса, что подтверждено проведен-
ными ходовыми испытаниями. Это
позволяет внести важный вклад в
снижение уровня шума и отказать-
ся от дополнительных мер по шу-
моподавлению, например от уста-
новки колесных абсорберов. В то
время как у колеса с одним аморти-
зирующим кольцом бандаж, опи-
рающийся на резиновые элементы,
при особо неблагоприятных усло-
виях возбуждения колебаний мо-
жет за счет собственной формы ко-
лебаться в поперечном направле-
нии со значительной для звукового
диапазона амплитудой, у обоих ко-
лес с усиленной амортизацией обес-
печивается дополнительная шумо-
изоляция при прохождении кривых
и уменьшается уровень скрежета за
счет особого характера собственных
колебаний. Дополнительно остает-
ся возможность принятия мер для
суммарного снижения уровня шума
путем установки колесных абсорбе-
ров или демпфирующих колец.
Заключение и перспективы
На сегодняшний день уже невоз-
можно представить городской рель-
совый подвижной состав без колес с
резиновой амортизацией. Эти коле-
са позволяют в значительной мере
снизить шум и вибрацию, увеличить
сроки эксплуатации по сравнению с
жесткими колесами. В связи с широ-
ким распространением подвижного
состава с пониженным уровнем по-
ла требования к колесам постоянно
повышались. При этом свободное
пространство для их размещения
Рис. 6. Колеса типов Во 01 и ЬоКа с высо-
кой степенью амортизации
неизменно сокращалось, а колес-
ная нагрузка возрастала. Для удо-
влетворения требований различно-
го характера реализованы соответ-
ствующие типы колес, однако еще на
стадии разработки нового подвиж-
ного состава необходимо как мож-
но раньше определяться с выбором
конструкции колес, чтобы исполь-
зовать все имеющиеся потенциалы.
Применение
«комплектного»
бандажа, т.е. предварительно смон-
тированного вместе с внутренним
ободом, позволяет производить его
замену практически так же, как ме-
няют автомобильную шину, не каса-
ясь зоны, где расположены резино-
вые элементы. Такой подход пред-
ставляет особый интерес с точки зре-
ния затрат жизненного цикла (ЬСС).
Сборку новых бандажей, ремонт
бывших в употреблении деталей, а
также восстановление и возвращение
в оборот изношенных могут взять на
себя централизованные ремонтные
службы и даже заводы-изготовители.
Исследуется целесообразность
применения колес с резиновыми
амортизирующими кольцами для
снижения уровня шума и вибра-
ций на подвижном составе, к кото-
рому требования такого рода ранее
не предъявлялись. Это позволит по-
высить экологичность и экономи-
ческую эффективность железных
дорог.
F. Murawa. Eisenbahningenieur,
2010,
№ 2, S. 36-41;
материалы компа-
ний Bochumer Verein Verkehrstechnik
(www.bochumer-verein.de)
и Bonatrans
(www.bonatrans.cz).
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, № 1
49
предыдущая страница 47 Железные дороги мира 2011 01 читать онлайн следующая страница 49 Железные дороги мира 2011 01 читать онлайн Домой Выключить/включить текст