э к о л о ги я
зелем эластичным торсионным ва-
лом, подвешен к несущей раме. Та-
кая компоновка позволила сокра-
тить количество узлов и обеспечить
их быструю замену без демонтажа
всего модульного блока.
Для эффективного смешивания
потока выхлопных газов с реаген-
том и ламинарного прохождения
смеси через систему каталитиче-
ской очистки выхлопных газов по-
следняя расположена в носовой ча-
сти поезда.
Резервуар для реагента AdBlue
размещен под силовым агрегатом
и имеет достаточно большую вме-
стимость (150 л), что позволяет
эксплуатировать систему без доза-
правки в течение нескольких суток
и за счет этого существенно сокра-
тить расходы. Принятая конструк-
ция узлов силового агрегата и их
компоновка позволили снизить его
удельную массу до 7,9 кг/кВт, что
примерно на 20 % меньше по срав-
нению с предыдущими разработка-
ми, несмотря на наличие системы
очистки выхлопных газов.
Конструкция дизеля и системы
очистки выхлопных газов
Применение системы очист-
ки выхлопных газов на основе се-
лективного каталитического вос-
становления
(технологии SCR)
обеспечивает эффективное удале-
ние частиц сажи при весьма малом
расходе топлива. В качестве осно-
вы силового агрегата выбран 8-ци-
линдровый V-образный дизель
модели FVQ_E2883z*c200 компа-
нии Fiat Powertrain, который раз-
вивает мощность 570 кВт при ча-
стоте вращения коленчатого вала
1750 об/мин. Дизель оснащен си-
стемой впрыска топлива common
rail, которая обеспечивает оптими-
зацию по времени многоступенча-
того впрыска при постоянном вы-
соком давлении топлива, посту-
пающего из магистрали, в которой
это давление создается специаль-
ным насосом. Теплообменник над-
дувочного воздуха рассеивает воз-
никающее избыточное тепло при
помощи
низкотемпературного
контура.
Вследствие высокой температу-
ры сгорания топлива в выхлопных
газах образуется лишь незначитель-
ное количество частиц сажи. Их со-
держание практически соответству-
ет действующим нормам даже без
дополнительной очистки. С помо-
щью процесса SCR снижается со-
держание окислов азота в выхлоп-
ных газах. Помимо этого, исполь-
зована разработанная компанией
СотАр (Чехия) противодетонаци-
онная система DENOX2, которая
функционирует без использования
сжатого воздуха.
Применяемый в технологии SCR
реагент AdBlue (или AUS32) пред-
ставляет собой водный раствор мо-
чевины с концентрацией 32,5 %, ко-
торый впрыскивается в выхлопной
коллектор. Мочевина ((NH2)2CO)
широко используется в сельском
хозяйстве в качестве компонента
различных удобрений. Поскольку
реагент AdBlue замерзает при тем-
пературе ниже -11 °С, предназна-
ченный для него резервуар снаб-
жен подогревателем. В зависимо-
сти от диапазона температур, в ко-
тором эксплуатируется подвижной
состав, трубопроводы реагента так-
же могут быть снабжены подогре-
вателями. Реагент AdBlue впрыски-
вается в соответствии с задаваемым
блоком управления режимом рабо-
ты дизеля. Соответствующая ин-
формация передается с регулятора
дизеля на устройства управления
процессом SCR на основе характе-
ристик дизеля.
Под действием высокой тем-
пературы выхлопных газов после
впрыска реагент разлагается на дву-
окись углерода и аммиак. Аммиак
вступает в химическую реакцию
с окисью и двуокисью азота, в ре-
зультате чего образуются азот и во-
да. Использование такой техноло-
гии позволяет преобразовать при-
мерно 85 % объема окислов азота
и обеспечить их содержание в вы-
хлопных газах в соответствии с тре-
бованиями уровня ШВ.
Силовая передача
На дизель-поездах с мощностью
тягового агрегата более 400 кВт, как
правило, находят применение гид-
родинамическая и электрическая
передача мощности. И та, и другая
имеют значительно меньший КПД
по сравнению с механической пе-
редачей. В то же время высокая эф-
фективность передачи мощности
является важнейшим условием сни-
жения потребления топлива. Гид-
родинамическая передача вслед-
ствие специфических особенностей
конструкции в этом отношении до-
стигла предела своих возможностей.
Для рассматриваемого силово-
го агрегата было решено приме-
нить интеллектуальную 6-ступен-
чатую гидромеханическую переда-
чу ECOLIFE Rail, созданную компа-
нией ZF Friedrichshafen (Германия)
на базе усовершенствованной пере-
дачи ЕСОМАТ, которая широко ис-
пользуется в межрегиональных ди-
зель-поездах. Ее гидродинамиче-
ский преобразователь крутящего
момента используется с минималь-
ными гидравлическими потерями
при трогании с места и дальнейшем
ступенчатом изменении величины
крутящего момента по мере разгона
примерно до скорости 20 км/ч. Бла-
годаря этому даже при малой ско-
рости движения может быть достиг-
нут КПД, превышающий 95 %.
Узел гидромеханической переда-
чи присоединяется непосредствен-
но к дизелю и может быть заменен
без демонтажа всего силового агре-
гата. В конструкцию интегрирован
гидродинамический тормоз, выпол-
няющий роль дополнительного.
Система охлаждения
В пассажирских поездах с пони-
женным уровнем пола пространство
для размещения подвагонного обо-
34
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, № 1
предыдущая страница 33 Железные дороги мира 2011 01 читать онлайн следующая страница 35 Железные дороги мира 2011 01 читать онлайн Домой Выключить/включить текст