Подвижной
компании JR
с гибридным
приводом
В настоящее время более 80%
парка подвижного состава JR East
приходится на новые, отличающие-
ся повышенной энергетической эф-
фективностью электро- и дизель-
поезда. Однако если учесть, что
компания перевозит до 16 млн пас-
сажиров в день, то на долю поездов
JR East на дизельной тяге приходит-
ся до трети углекислого газа, выде-
ляемого всеми железными дорога-
ми страны. Поэтому компания раз-
работала и в марте 2008 г. опубли-
ковала программу перспективного
развития, в которой предусмотре-
состав
East
тяговым
но к 2030 г. сократить эмиссию С02
в 2 раза по сравнению с 1990 г.
Для достижения поставленных
целей необходимо в дополнение к
уже реализованным мерам разра-
ботать и внедрить новые техниче-
ские решения, позволяющие сни-
зить потребление энергии. В связи
с этим в 2009 г. в Центре исследова-
ний и разработок JR East была соз-
дана лаборатория инженерно-эко-
логических исследований, которая
развернула деятельность по поис-
ку принципиально новых направле-
ний экономии энергии.
Гибридные системы
энергопитания
Причины интереса к гибридным
системам
Со времени своего создания
(1987 г.) JR East при разработке но-
вого подвижного состава в целях
замены устаревших моторвагон-
ных поездов и снижения удельно-
го расхода энергии на тягу руковод-
ствовалась следующими основными
принципами:
• применение имеющих неболь-
шие габариты и массу асинхронных
тяговых двигателей, получающих
эффективно контролируемое пита-
ние от инверторов;
• повышение эффективности ре-
куперативного торможения, при
котором вырабатывается электро-
энергия, используемая для питания
других поездов;
• создание облегченных кон-
струкций кузовов и оборудования
вагонов, использование обеспечи-
ваемых асинхронным тяговым при-
водом высоких показателей сцепле-
ния с целью уменьшения числа мо-
торных вагонов в поездах и, соот-
ветственно, их массы.
Пригородный электропоезд се-
рии 209 (рис. 1) стал первым из
введенных JR East в эксплуатацию
поездов, в конструкции которого
были реализованы перечисленные
принципы. Электропоезда всех по-
следующих серий, поступившие в
эксплуатацию на сеть пригород-
ных линий в районе Токио, бы-
ли созданы на основе именно этой
серии 209. Подобным же образом
было снижено удельное потреб-
ление энергии на тягу высокоско-
ростными электропоездами на ли-
ниях сети Синкансен: применены
асинхронные тяговые электродви-
гатели, реализовано рекуператив-
ное торможение, повышен коэф-
фициент мощности, использова-
ны облегченные кузова из алю-
миниевых сплавов и уменьшены
их внешние габариты, улучшена с
Рис. 1. Электропоезд серии 209 компании JR East
Японская железнодорожная компания East Japan
Railway
(JR
East) проводит целенаправленную работу
по
снижению
расхо-
да энергии на тягу поездов. Одним из ее достижений в данном
направлении стало создание опытных образцов подвижного
состава с гибридным (комбинированным) тяговым приводом,
в
том
числе с применением топливных элементов.
26
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, № 1
предыдущая страница 25 Железные дороги мира 2011 01 читать онлайн следующая страница 27 Железные дороги мира 2011 01 читать онлайн Домой Выключить/включить текст