Ж Е Л Е З Н О Д О Р О Ж Н О Е С Т Р О И Т Е Л Ь С Т В О
Рис. 5. Главный фасад Центрального вокзала в Нью-Йорке
ванную в честь трехсотлетия горо-
да. Эта секция и в настоящее вре-
мя находится в одном из восточных
тоннелей с соответствующей памят-
ной табличкой. Работы в тоннелях
под Гудзоном завершились 9 октяб-
ря 1906 г., под Ист-Ривер —18 марта
1908 г. К моменту начала регулярно-
го движения (27 ноября 1910 г.) PRR
потратила на проект 114 млн дол.
Вокзал и станция Пенн, строи-
тельство которых было начато в
мае 1904 г., занимали территорию
общей площадью 32 тыс. м2двух го-
родских кварталов, ограниченных
7-й и 8-й авеню и 31-й и 33-й стрит.
Эта станция была первой, на кото-
рой потоки отправляющихся и при-
бывающих пассажиров проходили
через отдельные конкорсы.
Жемчужина Сити
Вокзал Пенн представлял собой
прекрасный образец стиля beaux
arts (изящных искусств) и являлся
одной из архитектурных жемчужин
Сити (центрального делового райо-
на Нью-Йорка). Оригинальное со-
оружение было облицовано плита-
ми розового гранита и особенно сла-
вилось массивными колоннадами
дорического ордера. Его помеще-
ния не только выполняли полезные
функции по распределению пасса-
жиропотоков и размещению сервис-
ных служб, но и создавали у пасса-
жиров невиданные до того времени
ощущения простора и роскоши.
Пассажирские платформы на-
ходились в двух распределитель-
ных залах-конкорсах под крыша-
ми, выполненными из стекла и ста-
ли (рис. 4). Два входа со стороны
улицы были выполнены по образ-
цу Бранденбургских ворот в Берли-
не и вели к посадочным платфор-
мам двух железных дорог: Pennsyl-
vania и Long Island. Огромный за-
литый светом главный вестибюль,
построенный по образцу терм Ка-
ракаллы в Древнем Риме и пораз-
мерам практически не уступавший
центральному нефу собора Свято-
го Петра в Риме, стал самым объ-
емным в Нью-Йорке и, возможно,
одним из величайших мест общест-
венного пользования в мире, зани-
мая площадь 28 тыс. м2.
Более чем за полвека (с 1910 по
1963 г.) функционирования вокза-
ла десятки пассажирских поездов
ежедневно прибывали на станцию
Пенн и отправлялись с нее, обслу-
живая прямые сообщения с Чика-
го или Сент-Луисом, пересадочные
с Майами (штат Флорида) и горо-
дами запада США. Наиболее ин-
тенсивно станция использовалась
в годы Второй мировой войны, од-
нако к концу 1950-х годов числен-
ность пассажиров резко сократилась
из-за появления реактивных само-
летов и создания разветвленной сети
автомобильных дорог, так что ком-
пании РРР пришлось искать спосо-
бы оптимизации расходов на содер-
жание малоиспользуемого комплек-
са. В 1962 г. появились планы соору-
жения делового центра Пенн-Плаза
и спортивно-зрелищного комплекса
Мэдисон-Сквер-Гарден, и РВВ, про-
дав право строительства многоэтаж-
ной башни и стадиона на месте при-
надлежавших ей сносимых назем-
ных сооружений, практически с ми-
нимальными затратами получила
современную по тем временам под-
земную станцию с кондициониро-
ванием воздуха и 25%-ную долю в
комплексе Мэдисон-Сквер-Гарден.
Снос исторического
вокзала
Пенн, который некоторые расцени-
вали тогда как прогрессивное явле-
ние на фоне упадка железнодорож-
ных пассажирских перевозок, вы-
звал международный отклик. Проте-
сты по поводу этого акта вандализма,
изменившего архитектурный облик
города, часто называют катализа-
тором движения за сохранение ис-
торико-архитектурных памятников
в США и появления соответствую-
щих законов, которые спустя 10 лет
позволили сохранить в Нью-Йор-
ке столь же грандиозный Централь-
ный вокзал (Grand Central Terminal)
станции Гранд-Сентрал (рис. 5).
W. Vantuono. International Railway Journal,
2010, № 7, p. 26-28;
W. Vantuono. Rail-
way Age,
2010, № 4, p. 38-44; материалы
по проекту The Acces to the Region's
Core (www.arctunnel.com).
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, № 1
25
предыдущая страница 24 Железные дороги мира 2011 01 читать онлайн следующая страница 26 Железные дороги мира 2011 01 читать онлайн Домой Выключить/включить текст