р е г у л и р о в а н и е
ментах (Network Statement), со-
держащих детальные и прозрач-
ные условия для реализации этого
доступа. Агентство поддерживает
идею создания «шаблонных доку-
ментов», удобных для использова-
ния многими компаниями инфра-
структуры, но это работа будущего.
По состоянию на 2008 г. Network
Statement действовали в отношении
60% операторов инфраструктуры и
более 40% операторов прочих объ-
ектов. От остальных BNetzA требо-
вала выполнения предписанных за-
коном обязанностей. Помимо под-
готовки сводов правил пользования,
от всех операторов инфраструкту-
ры требуется наличие прейскуран-
тов на предлагаемые услуги.
Полномочия агентства в части
регулирования реализуются в ос-
новном двумя путями:
ex-ante —
анализ мероприятий или регулиру-
ющих воздействий до вступления
их в силу и
ex-post
анализ дей-
ствующих норм по инициативе са-
мого агентства или компании, пре-
тендующей на доступ. В обоих слу-
чаях задача состоит в том, чтобы
гарантировать, во-первых, ^ д и с -
криминированный доступ на ин-
фраструктуру и, во-вторых, обос-
нованность размера платы, взимае-
мой с пользователей за доступ. Вто-
рой вопрос (платы за пользование)
в последние годы занимает цент-
ральное место в части как отдель-
ных компонентов цены за доступ к
путевой структуре, так и к станци-
онной составляющей в целом.
Еще
одну
важную
пробле-
му (особенно с учетом положе-
ния Германии как страны транзи-
та) представляют вопросы гармо-
низации режимов регулирования
в сопредельных странах, согласо-
вание которых важно для гарантий
комфортных рыночных условий в
ЕС. BNetzA участвует в нескольких
инициативах, продвигаемых ря-
дом ведомств по вопросам регули-
рования, Европейской комиссией и
странами —
членами ЕС на двух- и
многосторонней основе.
Недискриминационный
доступ
stuss
Если
первоначально
основ-
ное внимание приходилось уде-
лять проблемам доступа на инфра-
структуру, то теперь фокус сме-
стился на комплексные вопросы,
касающиеся гарантии прозрачно-
го доступа к прочим объектам (на-
пример, предприятиям по техни-
ческому обслуживанию), недис-
криминационных рамочных согла-
шений, единообразия технических
и общих понятий.
Существующая юридическая ба-
за не описывает до мельчайших по-
дробностей все права и обязанности
компаний инфраструктуры; до се-
го времени имеются основания для
сомнений по наличию и доступно-
сти данных, которые необходимы
компаниям инфраструктуры в це-
лях координации доступа.
С 2006 г. BNetzA придержива-
ется жесткого подхода к детализа-
ции положений Network Statement
с целью выявления любого потен-
циала для дискриминации, вклю-
чая проекты контрактных взаимо-
отношений. Не так давно подразде-
ление инфраструктуры железных
дорог Германии DB Netz опроте-
стовало порядок заключения неко-
торых контрактов, и высший адми-
нистративный суд счел, что давно
существующие железнодорожные
предприятия обладают достаточ-
ной компетентностью и потому в
меньшей степени нуждаются в ру-
ководстве со стороны регулиру-
ющего ведомства.
Первоначально BNetzA сосре-
доточивала внимание на тех по-
ложенеиях Network Statement, ко-
торые, по оценке агентства, мог-
ли оказывать наиболее заметное
влияние на развитие конкуренции
и пропаганду более активного поль-
зования железнодорожным транс-
портом. Однако со временем ста-
ло очевидным, что с точки зрения
дискриминации более высока ве-
роятность существования основа-
ний для подачи формальных про-
тестов, поэтому важнее детальный
анализ возможных эффектов. Не-
внимание к подобным вопросам мо-
жет негативно сказываться на юри-
дических аспектах железнодорож-
ного регулирования.
Еще одной областью, требую-
щей тщательного изучения, явля-
ются правила распределения про-
пускной
способности,
включая
подготовку годового рабочего рас-
писания, обработку разовых запро-
сов, рамочные контракты и форму-
лирование приоритетов для случаев
разрешения конфликтных ситуаций
между разными операторами.
В Германии общепринята прак-
тика заключения с компаниями —
операторами перевозок рамочных
контрактов для резервирования
пропускной способности на отдель-
ных маршрутах на срок 5 лет и бо-
лее. Эта практика призвана поддер-
жать долгосрочные планы инвести-
ций как со стороны компаний ин-
фраструктуры, так и со стороны
эксплуатирующих предприятий.
BNetzA удалось наложить на
компанию инфраструктуры DB
Netz обязанность информировать
компании-операторы относительно
всех заключенных рамочных кон-
трактов, чтобы последние имели
ясное представление о степени ис-
пользования пропускной способно-
сти тех или иных линий.
Однако
агентство не
может
препятствовать заключению но-
вых
контрактов, заключаемых
с условием вступления их в си-
лу с отсрочкой в 2 года. Идея та-
ких контрактов состоит в том, что
они дают новым игрокам на рынке
возможность реализовать долго-
срочные инвестиции на приобрете-
ние необходимого подвижного со-
става, поскольку заключенный до-
говор можно продемонстрировать
потенциальным инвесторам. Ад-
министративный суд пока ограни-
чивает права доступа таким опе-
раторам, уже готовым к выходу на
рынок, но продолжение дискус-
10
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, № 1
предыдущая страница 9 Железные дороги мира 2011 01 читать онлайн следующая страница 11 Железные дороги мира 2011 01 читать онлайн Домой Выключить/включить текст